Где пройдет Северо-Западная хорда
Москвичи теряются в догадках по поводу новой трассы и одновременно пытаются предотвратить худшие вариантыКак это – не будет встречи с жителями? Утром говорили, что будет, – недоумевает девушка из Щукина, которая вместе с соседями приехала в информационный центр Северо-Западной хорды вечером 10 декабря.
– Днем господина Чеботарева вызвали на совещание, – говорит сотрудница центра о начальнике управления комплексного проектирования в компании «Космос», ведущей строительство магистрали от Сколкова до Ярославского шоссе.
– А когда будет встреча? – спрашивает бодрая пенсионерка.
– Хороший вопрос, – отвечает сотрудница. – Только я не знаю на него ответа.
Сложные отношения жителей районов, в которых должна пройти Северо-Западная хорда, с застройщиком и городской властью длятся с начала года. Публичные слушания и официальная переписка, встречи жителей с главами управ и уличные митинги до сих пор не приводили к взаимопониманию. Более того, чем больше стройка (сейчас идут работы на двух из четырех участков), тем больше людей включаются в процесс. Инициативные группы предлагают свои проекты хорды.
Застройщики решили, что недовольство многих жителей связано с недостатком информации: «Почему случается так, что москвичи, для которых, собственно, и строится тот или иной объект, выражают недовольство процессом строительства? – читаю на сайте khorda.ru. – Зачастую только потому, что они плохо информированы!» В ноябре «Космос» открыл информационный центр и сайт, а в декабре начал проводить для блогеров экскурсии по стройке Алабяно-Балтийского тоннеля.
Жители Щукина оглядывают графические проекты на стенах центра: на них изображено будущее, каким его видят проектировщики хорды.
– Вот мой дом, – показывает пенсионерка с улицы Народного Ополчения, – сейчас у нас между тротуаром и дорогой газон с деревьями, между встречными полосами – тоже. А тут ни газонов, ни деревьев. Зато вместо четырех автомобильных полос – десять, и тоннель начинается. Это называется улучшением жизни? А как я на другую сторону переходить буду?
В соседней комнате висят изображения одного перекрестка в Коптеве в разных ракурсах (сейчас там четырехполосное движение со светофором). На одном вижу тоннель под перекрестком, на другом – эстакаду в том же месте.
– Это один проект? – интересуюсь у сотрудницы центра.
– Разные, – отвечает она.
– Тут, может, есть и проект самих жителей Коптева, – спрашиваю, – трасса в промзоне вдоль железной дороги, не разбивающая жилой район?
– Вы, кажется, запутались, – сочувственно произносит сотрудница. – Дорога в промзоне, на которую ссылаются жители, была в проекте четвертого транспортного кольца. Но хорда не отменяет строительство четвертого кольца.
Хотя эта хорда, соединившись с еще тремя новыми трассами, тоже образует автомобильное кольцо. Зачем столько колец? Как будет выглядеть хорда – не на схеме, а для жителей? Из инфоцентра я выхожу озадаченная.
– А вы не относитесь к этим картинкам серьезно, – говорит мне Ольга Ермоленко, один из администраторов фейсбук-группы «Я – житель Коптево» (в ней больше 400 человек). – Когда мы показали начальнику департамента строительства буклет из информационного центра, он сказал, что этих проектов нет. Это просто рисунки, «хотелки» «Космоса».
Инициативная группа из Коптева начала собирать информацию о дороге еще в январе, когда в начале Большой Академической улицы появились строители. Чиновники отвечали: работы ведутся в рамках строительства Алабяно-Балтийского тоннеля, который должен выйти как раз на эту улицу. «В апреле один житель обнаружил, что еще 29 декабря 2011 года «Космос» выиграл тендер на реконструкцию всей Большой Академической улицы, – рассказывает участница группы Елена Караваева. – А ее расширение с 4 до 6 полос мы, оказывается, поддержали еще в 2009 году на публичных слушаниях по Генплану Москвы».
Весной началась вырубка деревьев вдоль дороги, закипела шумная работа по ночам. Сбор подписей и митинги привели к тому, что на слушания по хорде пришло больше народу, чем мог вместить зал. Проектировщики начали там показывать схемы с эстакадами и тоннелями, с расширением улицы уже до 8–12 полос. Только под одним письмом против такого расширения подписались 1355 человек. «Несмотря на то что даже на бумаге большинство жителей высказалось против этого проекта, Окружная комиссия в своем заключении поддержала его», – говорит Караваева, которая подала на комиссию в суд по этому и другим нарушениям.
Новый проект по коптевскому участку хорды может появиться в любой момент. Не дожидаясь его, участники инициативной группы продолжают ходить по чиновникам и в инфоцентр, собирают подписи против и объединяются с жителями других районов. «Москву сейчас взялись переделывать так, как если бы положили человека на операционный стол и решили прооперировать все органы одновременно, – говорит Караваева. – Это и расширение дорог, и строительство в парках, и объединение школ. А ведь это наша жизнь, молчать невозможно».