"Трубадур" в Новой опере: Опера для хора и оркестра

Театр «Новая опера» чуть загодя начал праздновать 200-летие Верди (1813–1901), поставив оперу «Трубадур»
Цыгане в спектакле - народ не самый мирный/ Василиса Феник

Одна из самых дивных по красоте и цельности опер Верди ставится реже других по той самой причине, которую некогда сформулировал Карузо: «Главная проблема исполнения «Трубадура» в том, что для этого вам нужны четыре самых лучших певца в мире». Когда главный дирижер театра «Новая опера» Ян Латам-Кениг цитирует эти слова, это выглядит как извинение. В «Новой опере» отличная труппа, но именно труппа, а не тщательно подобранный по интернациональному кастингу состав. На те же самые грабли наступил недавно Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, когда попытался силами труппы – тоже превосходной – поставить вердиевскую «Силу судьбы».

Самые лучшие участники постановки – оркестр и хор, которые в «Новой опере» еще не провалили ни одной премьеры. Латам-Кениг добился от оркестра тугого, слитного звучания – возможно, в ущерб шикарности и блеску, которых не хватало, например, в хоре цыган.

Из солистов на премьере выделялся Виталий Билый: для графа ди Луны он был простоват, аристократизма ему не хватало, но звучал он крепко, а где надо – и подвижно.

Леонору пела Татьяна Печникова – украшение труппы, которая, однако, не рассчитала правильного объема голоса для этой партии: низкий и средний регистры звучали слишком легко, нечетко и бесцветно. К финальному акту Печникова распелась, прочувствованно филировала в арии и смазала колоратуры в кабалетте. А вот ее дуэт с графом ди Луной сложился – этот номер прозвучал так уверенно, что на недолгое время к нам явился настоящий вердиевский «Трубадур».

Анастасия Бибичева в партии цыганки Азучены сорвала успех экспрессивной манерой, мощными кульминациями и охватом тесситуры, хотя в эпизодах сдержанного характера артистка словно не знала, куда ей подевать голосовые излишки, и приблизительно плавала вокруг нот.

Ошибкой кастинга стало приглашение на партию Манрико единственного гастролера во всем составе: Ахмед Агади то и дело сбивался на полуэстрадную манеру и терял интонацию, хотя стретту Di quella pira как раз спел (одним куплетом) и даже взял два до.

Постановка Марко Грасси нейтральна, что не упрек, в костюмах Симоны Моррези есть драматургическая идея – зеленые цыгане против серых рыцарей, а вот сценография Итало Грасси никак ни с чем не вяжется: три косые башни, вертимые так и сяк, ничем не напоминают добропорядочную итальянскую постановку.

В январе в театре грядет целый вердиевский фестиваль; «Трубадура» на нем покажут с приглашенным тенором Георгием Ониани.