Антитренд года: За красоту

На всякую тенденцию есть контртенденция. Именно в политизированном 2012 году мы собрали исключительный урожай абсолютно неангажированных симфонических оркестров

Минувший год стал рекордным по количеству звездных оркестров-гастролеров и столь же звездных дирижеров за их пультами. Возможно, именно в те минуты, когда в автозаке на Триумфальной площади молотили очередного демонстранта, по соседству в Зале имени Чайковского публика предавалась искусству, далекому от злобы дня и будней города.

У музыки с миром вообще особые счеты. Чикагский симфонический оркестр, к примеру, повинуясь выбору своего итальянского шефа Риккардо Мути, играл нам музыку Нино Роты из фильма «Леопард». В этом фильме отряды гарибальдийцев бьются на улицах Палермо с войсками короля, льется кровь – а сегодня мы слышим в музыке лишь высокую печаль, повод для которой забыт. Тот же Мути с тем же Чикагским оркестром исполняли и Пятую симфонию Шостаковича, о содержании которой отчасти говорит год ее написания – 1937-й, но для нас нынешних и в этой музыке красота поднимается над страхом и ужасом.

Моцарт и Брукнер, которых играли в Москве Клаудио Аббадо и Люцернский фестивальный оркестр, тоже не творили в стороне от тревог мира. Драматизм и гармония мироздания составляют суть их музыки ничуть не в меньшей степени, чем музыки Шумана, страдавшего душевным недугом, чью Четвертую симфонию волнующе исполнял с Оркестром Академии Санта-Чечилия Антонио Паппано или чей Концерт в исполнении Николая Луганского вел Марек Яновский с Оркестром Романской Швейцарии.

Праздник искусства – ответ на горести жизни. Большие музыканты – например, Зубин Мета, привозивший с Израильским филармоническим оркестром дионисийскую Седьмую симфонию Бетховена, – делятся праздником легко, словно доставая его из чемодана.

А самым светлым воспоминанием сезона мы обязаны певцам-гастролерам: Стивен Костелло и Айлин Перез спели нам оперу Масканьи «Друг Фриц», в которой автор ухитрился обойтись вовсе без отрицательных персонажей.

Таким же даром внимания к душевному миру человека был наделен и Чайковский, чьего «Евгения Онегина» давал в концертном исполнении Михаил Плетнев. А вот это уже был подарок от отечественного производителя – на сцене был Российский национальный оркестр и наши певцы, один лучше другого.

Тема подарков к Новому году возникает сама собой. Не иначе как подарком от Владимира Федосеева хочется считать певицу Юлию Лежневу, которая в свои 22 года уже стала европейской звездой. В концерте Федосеева Лежнева пела Моцарта и Россини – например, лирическую арию из «Вильгельма Телля», еще один шедевр, в котором красота восхищает даже больше, чем самые меткие стрелы.