Вячеслав Гайворонский на Винзаводе: Веришь не веришь

Композитор, трубач, философ и эксцентричная личность Вячеслав Гайворонский дал авторский концерт на «Винзаводе»
Вячеслав Гайворонский – композитор с проглоченной музыкой/ А. Махонин/ Ведомости

Новый куратор музыкального департамента проекта «Платформа» композитор Александр Маноцков расширяет стилевые границы проекта. Если его предшественник Сергей Невский приучал публику к авангарду, то Маноцков может, например, в антракте распевать на пару с Сергеем Старостиным рождественские колядки, барабанить по-восточному в бак от воды или аккомпанировать на укулеле удивленному происходящим Московскому ансамблю современной музыки.

Ответ на вопрос, что за яблоня уронила такое яблочко, что-то проясняет: Маноцков представил публике своего учителя. Петербуржец Вячеслав Гайворонский – джазовый трубач, и когда он играет со струнным трио композиции вроде «Баллады», вопросов почти не возникает: это рафинированный джаз с пряными гармониями. Однако когда тот же состав исполняет «Фугу с проглоченной темой», результат ни в одну номинацию не впишешь: ни джаз, ни композиторская музыка, ни перформанс с инструментами.

Как академический композитор Гайворонский почти не социализирован, и вместо привычных отношений между автором и публикой мы встречаем сплошные нарушения конвенций. Музыка, по видимости выдержанная в академическом стиле, по сути начинена его абсурдными имитациями. В Альтовом концерте, казалось бы, есть и правильная форма, и пафос, и лирика, но верить сложно: из дырок то и дело вылезает то ерничество, то нелепица, а конец, который никак не может прийти к концу, бросает на опус тень пародии. Таков и «Трудоголик» для квартета с солирующим в коленопреклоненной позе альтистом – идеально вошедший в роль Дмитрий Якубовский и его партнеры добросовестно выучили множество нот, нарочно не имеющих ни малейшего смысла. Такова и пьеса BACH, где скрипач-универсал Владислав Песин откликался импровизациями на саркастическое мычание автора в трубу: Гайворонский то ли пел, то ли играл, и это был лишь один из доводов в пользу того, что для свободных людей границ – в том числе и между искусствами – не существует.