Статья опубликована в № 3265 от 16.01.2013 под заголовком: Секс по заявкам

«Сон в летнюю ночь» на Винзаводе: Секс по заявкам

Кирилл Серебренников отправил героев шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» на прием к психоаналитику, а зрителей – в гуляния по театральным площадкам
События шекспировской летней ночи повторились в цехах «Винзавода»
Д. Марчик / Платформа

«Сон в летнюю ночь», поставленный на «Винзаводе» (проект «Платформа»), оказался расщеплен режиссером Кириллом Серебренниковым на четыре равновеликие новеллы. Шекспировские персонажи всех званий и сословий бродят по афинскому лесу в поисках любви. А с ними и зрители.

Понаблюдавшая за семейным скандалом Оберона и Титаники (новелла «История богов») публика, влекомая сексуальным женским голосом, переместится из одного закоулка «Винзавода» в другой, где будет разыграна «История людей». После антракта на месте тоже долго не засидишься: посмотрев «Историю правителей» (линия Тезея и Ипполиты), мы вернемся из пункта Б в пункт А, где станем свидетелями репетиции самодеятельного спектакля про Пирама и Фисбу («История рабочих»). В финале же тропинка выводит нас всех к поворотному кругу, чем-то напоминающему просторную лесную поляну. Здесь актеры со зрителями и вовсе сливаются в одну беспорядочную толпу, которая стоя совместно хохочет над неумелыми лицедеями-ремесленниками и тут же торжественно затихает при переходе от низкого жанра к высокому (зазвучит Овидий, рассказавший в своих «Метаморфозах» о трагической любви Пирама и Фисбы). Даже тяжелый поворотный круг придется в конечном счете ворочать актерам и зрителям всем миром, на время перевоплощаясь в рабочих сцены. Сплошные метаморфозы, как и было обещано.

Что движет этот сценический круг, а заодно и солнце со светилами, догадаться нетрудно. Сами знаете – любовь, эрос, либидо. Все четыре истории – об этом.

Две безнадежно запутавшиеся пары из второй новеллы (та, что про людей) превращены Серебренниковым в выпускников, которые уже давно мечтают вдоволь натрахаться в ночь своего «последнего звонка». Лизандр и Деметрий клеят первую красотку класса Гермию, а очкастая ботанка Елена, казалось бы, обречена в эту ночь на одиночество. Но телами и помыслами молодых людей крутит, как хочет, греческий бог Эрот, обозначенный в программке как Цветок (Евгений Даль), – именно он прыщет своим волшебным соком в глаза любовников, по собственной прихоти заставляя их менять объект желания. Их снами и грезами со знанием дела занимается психоаналитик Пэк, чья роль поделена сразу между тремя огненноволосыми актерами и актрисами. А поскольку Шекспир был не слишком подробен в пересказе сновидений своих персонажей, то в помощь ему дан драматург Валерий Печейкин.

Третий эпизод спектакля и вовсе превращен в историю любовной болезни, которую два Тезея и две Ипполиты, лежа на кушетках, наперебой излагают доктору Зигмунду Пэку – он подсаживается по очереди к каждому из них. Поскольку венценосной паре Шекспир в своей комедии уделил до обидного мало внимания, пришлось лепить эту линию буквально из того, что было, – отрывки из «Укрощения строптивой» идут вперемежку с не слишком оригинальным переругиванием пациентов в стиле «Все мужики – сволочи, все женщины – шлюхи». Идет ожесточенная борьба полов за власть друг над дружкой, и название «История правителей» приобретает в этом контексте несколько садомазохистский оттенок. Найдется в этом спектакле место и гомоэротизму, и даже зоофилии – зря, что ли, Шекспир заставил Титанику влюбиться в осла? Эрот, как известно, способен принять любое обличье, совершить любую метаморфозу.

Главными персонажами этого «Сна» по режиссерскому замыслу стали вовсе не афинские влюбленные, не боги, не правители и не рабочие, а все те, кто здесь и сейчас оказался в зале. То есть по преимуществу молодая публика, которую сумел успешно рекрутировать Серебренников в проекте «Платформа». «Сон в летнюю ночь» – в сущности, очень расчетливый спектакль, нацеленный на определенную нишу потребительского рынка. Если «Платформе» нужен молодой зритель, то логично задуматься: а что же нужно молодому зрителю? Правильно. Секс, что же еще. Выполняем вашу заявку, дорогие Маша и Саша: слушайте про секс, смотрите про секс, занимайтесь сексом. Можно укорить Серебренникова и в банальности, и в претенциозности, и в том, что неглубоко пашет, но какое это имеет значение, если он сумел рассказать Маше и Саше об их эротических снах? Вот где настоящий театр юного зрителя.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать