Стиль жизни
Бесплатный
Гюляра Садых-заде
Статья опубликована в № 3267 от 18.01.2013 под заголовком: Каждый день – борьба за качество

Марис Янсонс: Каждый день - бой за качество

В год своего юбилея дирижер выступит в России с двумя оркестрами, которыми он руководит, – мюнхенским и амстердамским
Bloomberg

День рождения Марис Янсонс, до сих пор считающий себя ленинградцем, отметил в тихом семейном кругу. Торжеств не планируется и впредь: и все же в конце марта оркестр Баварского радио выступит с концертами в Москве и Петербурге. А в сезоне 2013/14 в Россию приедет королевский Концертгебау.

– Марис Арвидович, что вы почувствовали, преодолев круглую дату?

– Не могу поверить. Иногда думаю: боже мой, неужели мне уже 70? И большая часть жизни прожита? Как бы мне хотелось начать все заново! Но уже с тем опытом, что я нажил. Но юбилей сообщил мне новый импульс: я понял, что нужно изо всех сил стараться как можно целесообразнее распорядиться тем временем, что отпущено мне Богом.

– У вас случаются минуты сомнений?

– Конечно, случаются. Иногда думаешь, зачем тебе эта огромная ответственность за оркестры, за каждый концерт? Так ли уж необходимо сохранять в 70 лет напряженный ритм жизни, гастролей, выступлений? Не лучше ли начать жить в свое удовольствие? Пожить для себя, больше бывать с семьей, с внучкой, путешествовать, отдыхать, ходить в театры, читать? Ведь есть тысячи возможностей приятно проводить жизнь. Но я не могу решиться все бросить. Ответ на вопрос приходит, когда случается удачный концерт, как недавно в Амстердаме. Мы играли Седьмую симфонию Брукнера в Концертгебау, и Ферруччо Фурланетто исполнял с оркестром арии Моцарта. Это было такое великолепное переживание, такой подъем, от которого ни я, ни музыканты оркестра не готовы отказаться. Получается, что я ничего не могу, да и не хочу, менять в своей жизни. Теоретически могу – психологически не готов.

– Но 70 лет для дирижера – возраст расцвета. За примерами далеко ходить не нужно: Бернард Хайтинк в свои 84 года в прекрасной форме.

– Но Хайтинк не главный дирижер! А у меня на руках два оркестра, и каких оркестра! Поймите меня правильно: я не жалуюсь. Моя карьера сложилась исключительно удачно. Бог меня охранял, дал мне огромные возможности реализоваться, так неужели я буду роптать?

– А вас не одолевают грустные мысли накануне юбилея?

– Но ведь это нормально! Конечно, у меня память сейчас не та, а ведь раньше я никогда даже записными книжками не пользовался. Все телефоны помнил наизусть. Но с возрастом я стал чувствовать, воспринимать музыку гораздо глубже, чем раньше. Например, сейчас я с ума схожу по Бетховену. Я всегда любил Бетховена, но примерно два года тому назад я ощутил невероятную духовную близость с ним. Ощутил огромную энергию, силу, которая исходит от его музыки. Недавно в Японии мы с оркестром Баварского радио записали цикл из всех девяти симфоний Бетховена. Для меня лично эта запись стала важнейшим этапом в карьере. Я почувствовал какое-то обновление, прямо ренессанс какой-то. А ведь я дирижирую уже 45 лет, сколько раз я исполнял симфонии Бетховена – не сосчитать.

– Вас не тревожит, что вам в затылок дышат талантливые дирижеры среднего и молодого поколения?

– Все артисты честолюбивы. Именно из-за этого артисты хотят выступать вечно. Они не чувствуют момента, когда пора уходить со сцены. Это большое искусство – уметь сказать себе: всё, уходи, ты сделал всё, что мог. Но этот момент очень трудно определить. Я много думал об этом; просил жену Иру, если она почувствует хоть намек на то, что моя творческая энергия иссякает, немедленно сказать мне об этом. Я бы хотел уйти с вершины; не хочу ронять впечатление о себе.

Мысль о том, что на каждом концерте ты должен не только поддерживать планку качества, но и, если удастся, поднять ее выше, быть лучше себя вчерашнего, все время грызет меня. Каждый день ты вступаешь в бой за качество – такова профессия дирижера; каждый концерт должен стать событием. Если нет состояния событийности перед твоим выходом на сцену, ты можешь провести концерт очень хорошо. Но чего-то будет не хватать.

– Как вы отметите юбилей в Амстердаме – городе, с которым тесно связаны?

– Меня уговорили в течение сезона дать четыре концерта с четырьмя оркестрами: Концертгебау, Венскими и Берлинскими филармониками и оркестром Баварского радио. Абонемент называется «Карт-бланш». Я не мог отказаться: с этими оркестрами меня связывают давние творческие отношения. В этом же сезоне у нас предстоят торжества по случаю юбилея концертного зала Концертгебау и оркестра Концертгебау.

– Что вы ждете от весенних гастролей?

– Очень беспокоюсь за концерты 29, 30 и 31 марта в Москве и Петербурге. Если билеты будут слишком дорогими, нормальная публика не сможет прийти на концерт. Придут люди, не разбирающиеся в музыке, но имеющие деньги, падкие на сенсацию. Мне бы не хотелось этого.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать