Фестиваль «Северное сияние»: Новый Гарбарек и другие

Фестиваль в норвежском Тромсё, объединяющий классику и джаз, в этом году посвятили новым именам
Трубач Джон Фаддис практикует музицирование на воздухе в любое время года/ А.Мокроусов

Фестиваль в норвежском Тромсё прошел уже в 26-й раз. Он не самый дорогой на свете – его бюджет слегка превышает $1 млн, – но точно из самых симпатичных. Полярное сияние и впрямь показывают – правда, концертов бывает до пяти в день, а само сияние может вспыхнуть и погаснуть за полчаса (то есть часто выбор жесток – или искусство, или природа). Идеальна организация: спонсоры не скупятся, а мэр Тромсё считает, что культурная жизнь делает город привлекательнее для экономических инвестиций, а это даже в богатой нефтью Норвегии актуально (в Тромсё еще проходит известный кинофестиваль, здесь четыре полноценных музея – что для города с населением в 64 000 человек выглядит неплохо).

И самое важное: хорош и разнообразен выбор исполнителей. В бывшей рыбацкой деревеньке, ставшей университетским городом и научным центром, выступали и Барбара Хендрикс, и Трульс Мерк, и Юрий Башмет. А два года назад здесь побывала Мариинка с балетной труппой во главе с Ульяной Лопаткиной и оперой «Путешествие в Реймс». Гастроли, обернувшиеся фурором, стали первым выступлением петербургского коллектива в Норвегии, даже Осло не видел к этому моменту гергиевский театр.

Фестиваль этого года, уложившийся в девять дней, тоже включал множество классических концертов. Как обычно в Тромсё, в программе оказалось много русских исполнителей – город не только побратим Мурманска, но и постоянный партнер Архангельска в его культурных программах. Музыканты Русского Севера здесь частые гости, как и москвичи. Например, Павел Сербин приехал сюда уже в четвертый раз. Он выступал на «Северном сиянии» и с оркестром Pratum Integrum, и как солист. В этом году Павел играл с трио A la Russie в концерте, где сперва звучал Джон Доуленд, а затем петербургские авторы конца XVIII – начала XIX в. Антон Эберль и Йохан-Вильгельм Хессерль.

Среди выступавших был и оркестр Государственного Эрмитажа (дирижер Фабио Мастранжело сделал изящную программу, в которой произведения-«шутки» и сам слегка «садово-курортный» стиль дирижирования затмили своим блеском симфонию Стравинского). Более собранным и в итоге эффектным оказалось выступление ансамбля Allegria и восходящей звезды Тине Тин Хельсет. 25-летняя трубачка безукоризненно сыграла концерт для трубы с оркестром норвежского композитора Эрика Ивазена. Концерт был написан специально для нее, это далеко не первое посвященное Хельсет произведение.

Хельсет знаменита и молода, ее участие в фестивале можно рассматривать и как концептуальное: программа этого года строилась вокруг новых имен. Особое внимание в ней уделили джазу. Тромсё показали «нового Гарбарека» – поразительного 28-летнего саксофониста Мариуса Несета (имя этого живущего в Копенгагене норвежца стоит запомнить меломанам: впрочем, скоро Несет и сам о себе напомнит). Негде было яблоку упасть и на выступлении местной группы Oh!, предпочитающей фанк, соул и джаз: она известна далеко за пределами Северной Норвегии.

Впрочем, закрыть «Северное сияние» доверили джазовому «тяжеловесу» – знаменитому американскому трубачу Джону Фаддису. Он хоть и восхищался своим партнером по сцене, биг-бендом Тромсё, но добрую половину вечера предпочел провести в разговорах с публикой и коллегами: микрофон возникал в его руках не реже, чем труба.

Концерты проходят во множестве залов. Несмотря на размеры города, здесь есть где показать себя искусству – от комнат в штаб-квартире самого фестиваля, расположившейся в двухэтажном деревянном домике (в Тромсё вообще много деревянных построек), до местного дома культуры и кинотеатра эпохи ар деко, от старого с позолотой зала приемов местного банка до Арктического собора, самого северного храма в мире. Правда, директор фестиваля Ульф Йенсен считает, что Тромсё не хватает отдельного концертного зала – и с точки зрения акустики, и с точки зрения заполняемости. Билеты на спектакли Мариинки в свое время были распроданы за два часа. Если фестивалю удастся заполучить труппу Большого театра – а разговоры об этом ходят, – потребность в таком зале станет очевидной.

Тромсё