"Неизвестные разумные силы" Игоря Макаревича и Елены Елагиной: Нечего чаять

Инсталляция Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Неизвестные разумные силы» – грустная метафора русского порыва ввысь
Макаревич с Елагиной – исследователи русских идей/ Stella Art Foundation

Взале Stella Art Foundation – выставка одной инсталляции. Макаревич и Елагина показали ее два года назад на русской выставке в Лувре. Теперь восстановили несложную конструкцию из четырех деревянных лестниц, прислоненных к стене, ношеной разномастной обуви и неоновых букв Ч, А и У, привидевшихся в небе 31 мая 1928 г. Константину Циолковскому. Он решил, что так латинскими буквами небеса написали слово «рай».

Макаревич с Елагиной, обнаружившие запись о происшедшем в дневнике отца космонавтики, сделали ее центром работы «о неизбежности иллюзий и о той высокой цене, которую за них приходится платить». Зрительское восприятие может не соответствовать авторскому. Считать всех забравшихся по лестнице в небо погибшими необязательно, хотя ношеная обувь, особенно детская, напоминает о местах массового уничтожения.

Зная, что мечта калужского гения воплотилась в реальный полет в космос, инсталляцию можно считать и жизнеутверждающей. Другое дело, что космос не стал раем, местом воскрешения умерших, как мечтал философ Николай Федоров, повлиявший на Циолковского. Люди превратили неземное пространство в помойку, еще не успев там поселиться.

Время показало: буквы, всплывшие перед Циолковским, надо считать насмешкой небес, искаженным «чаю», за котором в Символе веры по-русски идут слова «воскрешения мертвых». Негде им воскреснуть.