Выставка Сейду Кейта: Мы из Мали

Сейду Кейта. Без названия. 50-е годы/ IPM Courtesy CAAC – The Pigozzi Collection, Geneva

Фотограф Сейду Кейта из столицы Мали Бамако был самоучкой, но профессионалом, имевшим свое ателье и занимавшимся официальной правительственной съемкой. Он не видел классической европейской и американской фотографии, однако теперь стал рядом с ее первыми мастерами. Что доказывает: мастерство – в глазах фотографа.

Полторы сотни портретов Кейта, созданных полвека назад, показывают на выставке в Московском доме фотографии, они часть известного фотособрания Жана Пигоцци. Обаяние их легко поддается анализу, но от этого не исчезает. Сейду Кейта снимал людей с уважением, стремясь подчеркнуть достоинство каждого – малышей с родителями, карапузов в чепчиках, интеллигентного юноши в очках, девиц на выданье, модниц и модников, молодых военных, строивших из себя героев американских фильмов, матрон в сложных головных уборах. Они фотографировались по случаю – крестины, именины, юбилей, дембель. На добрую память. Как и мы, европейцы, американцы и китайцы во времена, когда фотоаппарат был не у всех и фотографирование становилось событием. Только нас благоразумно не снимали на активном фоне, как это часто делал Кейта, а людям с черной кожей ткань с геометрическим орнаментом была очень к лицу.

Если судить по выставке Сейду Кейта, личные качества – возраст, характер, семейное и социальное положение – маркируют человека четче, чем раса. Поэтому и кажется, что у жителей Бамако очень знакомые лица.