Статья опубликована в № 3309 от 20.03.2013 под заголовком: Фермотворчество

Американский "Гранд-парад" на фестивале "Золотая маска": Театр занялся фермотворчеством

Во внеконкурсной программе фестиваля «Золотая маска» выступила американская труппа Double Edge, уникальный театр, обосновавшийся на ферме
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Американцев вдохновила живопись Шагала
М. Баранова / Золотая Маска

Режиссер Стейси Кляйн и художница Кэролл Дюрайн основали театр Double Edge в 1982 г. в Бостоне. А через пятнадцать лет труппа переехала в штат Массачусетс, в маленький Эшфилд, выкупила ферму у местного жителя и зажила театрально-фермерской коммуной (лишь относительно недавно актеры этой труппы стали получать зарплату).

Жители деревни не сразу приняли таких странных фермеров, но постепенно прониклись: кто – занимаясь на бесплатных мастер-классах, кто – помогая по хозяйству. Состав труппы интернационален, а стиль – с миру по нитке: кто-то умеет петь, кто-то танцевать или играть на скрипке, летать на трапеции или бить чечетку, а спектакль готовится из этих артистических ингредиентов.

На ферме родились такие спектакли, как «Неодержимые» (по «Дон Кихоту»), «Мастер и Маргарита», «Республика сновидений» по Бруно Шульцу, «Песни исчезновения» по новелле Илана Ставанса. В Москву привезли последнюю премьеру театра – «Гранд-парад», вдохновленный творчеством Шагала. Музыку к постановке написал Александр Бакши.

Американцы решили, ни много ни мало, рассказать историю ХХ века за один час. Наверное, так увидели бы нашу Землю инопланетяне, которым спутник передал ускоренную киносъемку. А на ней – кадры со странными существами, которые танцуют твисты и чарльстоны, участвуют в бойне, а пережив ужас и залечив раны, снова пускаются в пляс.

На кирпичную стену проецируются документальные кадры исторической хроники: Первая мировая, Вторая мировая, выступление Гитлера, Нельсона Манделы, Великая депрессия (и речь Франклина Рузвельта, объявившего банковские каникулы), крушение Берлинской стены, полет в космос, выступление Билла Клинтона и даже (американцы тоже посчитали это вехой ХХ века) Ельцин, пожимающий руку тихому (даже кажется – испуганному) преемнику.

Но большая история здесь фон, размытое видео на стене. А жизнь складывается из маленьких историй, частностей. Чтобы ракета долетела до Луны, сначала должна была погибнуть от перегрева умная лайка (актриса в маске собаки подергается и застынет на трапеции). Не случайно театру понадобился Марк Шагал с его летающими невестами (почти половину времени актеры проводят в воздухе, взлетая на трапециях и воздушных ремнях) и одушевленными животными (в ход идут маски петухов, коров, собак). Корова важнее Рузвельта, а любовная приподнятость души важнее полета в космос. В погоне за грандиозными свершениями и завоеваниями человек утратил идиллию (Шагал знал ее вкус, как знал и горечь ее утраты) и теперь лишь видит ее во сне, на который похож финал.

Но спектакль – лишь часть того процесса, который режиссер Стейси Кляйн называет «живой культурой». Так и представляешь, из чего она складывается: репетиции, дойка коров, тренинги с местными жителями, гастроли в соседний штат (или на соседний континент), сбор урожая, сборка нового спектакля – такой в Массачусетсе театрально-экологический цикл.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more