Выставка «Тысяча лет золота инков»: Экспонаты блестят

«Тысяча лет золота инков. Из собрания Музея золота в Лиме» – буквально блестящая выставка в Пушкинском музее. В Белом зале музея собрано восемь десятков творений древних народов Перу
В Белом зале Пушкинского музея никогда не выставляли столько золота сразу/ С. Портер/ Ведомости

Огромная блестящая погребальная маска с двумя соплями под носом, кисти рук в натуральную величину, нагрудные украшения, похожие на доспехи, висячие пластины для носа, закрывающие половину лица, бусы ниже пупа с бусинами величиной с мячик, серьги, способные порвать уши, неведомые птицы с синими каменными глазками и длинным горбатым клювом, ножи со странным полукруглым окончанием – все здесь необычное, экзотичное, непонятное и почти все – из золота. Или из золота и серебра – что олицетворяло солнце и луну, день и ночь.

На выставке «Тысяча лет золота инков. Из собрания Музея золота в Лиме» золота много, но не инков, а мочика, чиму, уари и других древних народов Анд. Инки образовали свою империю меньше чем за сто лет до завоевания их испанцами, а показанные на выставке предметы относятся к 200 до н. э. – 700 н. э., 700–900 и 900–1450 годам в соответствии с принятой периодизацией развития цивилизаций на территории Перу.

На взгляд мало просвещенный в доколумбовой истории публики, большой разницы между показанными на выставке вещами нет, даже если их разделяют века: золотые украшения и ритуальные предметы все очень большие и хорошо блестят, с изображениями рассерженных плосколицых божков, фантастических птиц и симпатичных лам. Возможно, поэтому многочисленные путешествующие по миру подобные выставки носят ненаучное название «Золото инков» – для простоты понимания массами.

Для любознательных зрителей в Пушкинском музее продается популярное «издание, подготовленное к выставке», дающее какие-то представления об увиденном, разумеется, в зале есть пояснения к разделам и экспонатам, но все равно здесь чувствуешь себя неучем, не способным определить даже уровень выставки. В Музее золота Перу хранится 8000 предметов, у нас показывают 80.

Какие-то экспонаты выставки еще имеют нечто общее с вещами всех первобытных народов, также считающих Солнце богом, но в основном они из совершенно другой, не доступной нашему уму цивилизации. Серьезное и ставшее роковым отличие населявших Перу народов от европейцев – как раз отношение к золоту. Они не превращали его в разменную монету, не воевали из-за него, оно само приплывало к ним с гор, в потоках воды, размывшей горные породы. Это были дары богини Пачамамы, и принадлежать они могли только людям, приближенным к богам или родственным им. Жрецов и знать с этим золотом и хоронили, что способствовало хорошей сохранности вещиц, спасению их прежде всего от испанских конкистадоров, вывозивших золото тоннами и тоннами же терявших его во время кораблекрушений.

Еще одна особенность древних народов, живших на территории современного Перу, можно сказать, уникальная, наверное определившая и необычный вид местных божеств, – употребление в ритуалах галлюциногенных веществ. В материалах к выставке об этом упомянуто коротко, но про чудодейственное растение коку и привычку индейцев жевать ее листья поведали миру еще первые завоеватели инков. Шарики жеваной коки приносили в дар Пачамаме. Измененное сознание рождало исключительно причудливые образы.

До 26 мая