Выставка «Великий князь и государь всея Руси Иван III»: Не грозный

Выставка «Великий князь и государь всея Руси Иван III» в Кремле прославляет первого русского самодержца и его по сей день актуальную внутреннюю и внешнюю политику
Среди икон, представленных на выставке, есть шедевры русского искусства/ С. Портер/ Ведомости

Музеи Московского Кремля умеют делать исторические выставки для взрослого и образованного человека, а не только для учащейся молодежи и зашедших любопытства ради. Выставка про Ивана III получилась именно такой, политической больше, чем просветительской, даже суровой – иконы, фолианты и государственные бумаги стали основными ее экспонатами. Развлекательного мало, все подчинено рассказу о том, как великий князь Московский стал государем всея Руси и духовным наследником Византийской империи, окончательно порвал с Ордой и устанавливал отношения с Западом, как использовал церковь для утверждения своего влияния, как укреплял, говоря по-нынешнему, вертикаль власти и отстроил в Кремле два восхитительных храма, соединяющих итальянскую грацию с русской величественной простотой.

Для демонстрации царских доблестей и мудрости из музеев кремлевских, петербургских и среднерусских на выставке представлены экспонаты больших исторических и художественных достоинств. Изысканная по письму и цвету, просто светоносная икона «Митрополит Петр, в житии» Дионисия, его же кроткий и теплый «Преподобный Дмитрий Прилуцкий, с житием» или величественный, новгородского письма, образ «Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский» иллюстрируют политику Ивана по популяризации образов местных русских святых. Что было важно для утверждения автокефалии русской церкви, столь же неизбежной после падения Константинополя, как и идея Москвы как Третьего Рима. Но и без идеологической нагрузки эти подлинные шедевры древнерусского искусства достойны самого пристального внимания и дают повод для национальной гордости.

Иконы и другие культовые предметы византийского происхождения попали на выставку прежде всего как приданое второй жены Ивана III, племянницы последнего византийского императора Зои Палеолог, превратившейся в Софью Фоминичну. Женитьба, пожалуй, единственный факт биографии основателя Московского царства, выдающегося русского правителя, не отяготившего память о себе экстраординарными выходками или немотивированной жестокостью, широко известный публике. Так что самый занимательный для любознательных предмет на выставке – хрустально-металлический выносной крест. По преданию, именно его везли сопровождающие католичку Софью римские священники, но верный царский слуга боярин Федор Давыдович Хромой еще на подступах к Москве вырвал из рук папского прелата «крыж», не позволив будущей царице появиться с ним перед православным женихом.

Софья приняла православие, а вот выдавая замуж дочь Елену за князя Литовского, Иван III поставил условие, что она останется в отцовской вере. В росписи приданого княжны, образцово каллиграфически начертанной, числятся «20 сороков соболей, да 20 000 белки, да 2000 горностаев», «бархаты венедицкие», «розовые шелка» и еще много всего удивительного, но досконально подсчитанного.

Однако девичьему любопытству, как и мальчиковому, на этой выставке пищи мало – ни нарядов, ни оружия. Только идеологически значимые вещи. Жалованная грамота, на одной из печатей которой, принадлежащей Ивану III, впервые изображен двуглавый орел как символ Московского государства. Или белокаменная плита, более полувека назад находившаяся в кладке над проездной аркой Спасской башни. На ней по латыни перечислены все регалии великого князя Ивана Васильевича, повелевшего башню построить, что и сделал «Петр Антоний Солари, медиоланец, в лето от воплощения Господня 1491». Стоит, наверное, напомнить, что итальянские специалисты были приглашены на работы в Кремль только после того, как воздвигавшийся русскими строителями храм обвалился.

В наше время массовой беллетризации истории, крайностей пламенного патриотизма и крутого государственного поворота к отеческой традиции выставки, подобные нынешней кремлевской, кажутся очень полезными. Требуется все-таки освежать свои исторические знания и вспоминать, сколько лет на самом деле некоторым схемам укрепления государства, оставленным нам не во всем великими предками. И что сильная власть не всегда синоним власти кровожадной.

До 14 июля