Балетные перестановки в Берлине: Саша Вальц уйдет, но останется

Покинет ли Саша Вальц Берлин вслед за Владимиром Малаховым? В планах Staatsballett и Staatsoper на сезон 2013/14 кроется сценарий будущей кадровой войны
Лидером немецкого танца Сашей Вальц дорожит весь Берлин/ S.LOOS/ DDP/AFP

Владимир Малахов, в начале года сообщивший о намерении покинуть Staatsballett, которым руководил десять лет, огласил планы на свой последний сезон в качестве интенданта. До прихода в июне 2014 года ему на смену хореографа Начо Дуато он намерен показать пять премьер, из которых три «впервые в Германии». А именно: копродукция с компанией Анжелена Прельжокажа «Ночь. После 1001 ночи», Clear Стентона Уэлша и дивертисмент Алексея Ратманского Namouna – последний странно, что не появился в Берлине раньше, ну да лучше поздно, чем никогда. Будем считать, что интендант приберег одноклассника на крайний случай, как и культовую для немецкого contemporary dance персону, хореографа Сашу Вальц, которая, возможно, поставит Малахову вещь для прощального вечера. Зато теперь никто не скажет, что Малахов предлагал театру только себя. Особенно если сбудутся прогнозы недоброжелателей и Начо Дуато наводнит репертуар только своими сочинениями, как это уже было с испанским Национальным балетом, да и с Михайловским театром в Санкт-Петербурге. Использовать же Вальц в качества гест-стар для прощального пати, после того как это имя фигурировало в списке основных претендентов на интендантский пост, – тут чувствуется рука большого мастера.

Виды на Staatsballett были, судя по всему, и у самой Вальц. Иначе не объяснить ее внезапное заявление, состоявшееся на фоне назначения Дуато и после разговора с секретарем по культуре Андре Шмитцем (тем же, что просил Малахова уйти, чтобы сделать из Staatsballett «современную компанию»). Хореограф сообщила, что намерена искать новую базу для своей компании Sasha Waltz & Guest, поскольку не видит будущего в Берлине. Угроза подействовала, вызвав настоящий скандал. Пресса, проводившая Малахова вежливо, но спокойно – времени, чтобы оценить плюсы и минусы звездного интенданта, было предостаточно, – по поводу Вальц устроила сенату настоящую головомойку.

Дела с contemporary dance в Берлине и без того нехороши: крупнейший фестиваль cовременного танца не может позволить себе никого крупнее «друзей и родственников кролика»; площадок для танца уровня лондонского «Садлерс Уэллс» как не было, так и нет; а самые масштабные из постановок Саши Вальц город теряет уже не первый год. Проект Gefaltet открыл фестиваль в Вене, премьера Continu прошла в Цюрихе, оперы уходят в Париж, премьеру Sacre Вальц выпускает в Мариинке. А все потому, что финансирования в 1,85 млн евро недостаточно, а новый репертуар требует базы более солидной, чем культовая, но лишь для камерных вещей пригодная площадка бывшей насосной фабрики Radialsystem Y.

Другими словами, уход Вальц может стать сильным ударом по амбициям метрополии, претендующей создавать актуальную продукцию. И дело не столько в престиже, сколько в экономике. Инвестироваться в «сбитого летчика» Дуато, как его представляют медиа, не слишком разумно, если под угрозой оказываются и классика, которой Малахов обеспечил достойный уровень, и современная хореография. Перспективы, впрочем, как и будущее Саши Вальц в Берлине, оказались не таким уж туманными после того, как их внезапно «просветили» планы берлинской Staatsoper, глава которой дирижер Даниэль Баренбойм объявил Вальц в качестве постановщика оперы «Тангейзер» и выразил готовность к сотрудничеству. Намеки, что так он спасает честь хореографа, отклонил: «Это для нас честь – работать с ней». Очертания будущей не только кадровой, но и эстетической конкуренции внутри главного берлинского оперно-балетного дома, таким образом, обрисовались. Саша Вальц получила оперу, и кто бы ни возглавлял балет – скучно не покажется.

Берлин