Как идеи «большой архитектуры» развиваются в искусстве интерьера

Архитектор небоскреба «Федерация» Сергей Чобан приводит примеры комплексного оформления зданий
Архитектор небоскреба «Федерация» Сергей Чобан

Сегодня для нас уже вполне привычным кажется разделение функций архитекторов, декораторов и дизайнеров: одни проектируют «коробку» дома и его фасады, другие делают его интерьеры, согласно вкусу и пожеланию будущих жильцов. И именно поэтому столь нередки диссонансы между внешним видом здания и его внутренним обликом.

И вот – новость. Ведущий российский архитектор Сергей Чобан, один из авторов небоскреба «Федерация» и множества других масштабных градостроительных проектов, занялся оформлением интерьеров и дизайном мебели. И в этом сам архитектор не видит ничего странного. Именно так подходили к проектированию зодчие прошлого: они продумывали не только внешний облик здания, но и его интерьеры – до мелочей, до последней детали, – создавая единый объект, объединяющий несколько видов искусств, – «гезамткунстверк» (нем. Gesamtkunstwerk – совокупное художественное произведение).

Воплотить подобные идеи в жизнь сегодня довольно сложно, так как заказчик в большинстве случаев стремится к наиболее экономным решениям и разработка индивидуальных деталей и предметов отделки кажется ему непомерно дорогим излишеством. Тем не менее несколько проектов, реализованных в последнее время бюро SPEECH Чобан & Кузнецов, доказывают, что подобный подход себя оправдывает.

Византийские узоры

Состоящий из трех соединенных между собой корпусов жилой комплекс в Гранатном переулке сочетает простоту форм с роскошью орнаментального декора фасадов. Византийские и ранне-московские мотивы покрывают всю оболочку комплекса, охватывая облицовку из натурального камня, стеклянные и металлические поверхности. Орнаментальная тема получает развитие не только в оформлении территории комплекса – в литой чугунной решетке, скамьях, дизайне фонарей, – но и в интерьерах здания – в решении входных вестибюлей, лифтов, лестничных холлов. Здесь нет ни одного случайного элемента, даже дверные ручки, спроектированные архитекторами, представляют собой фрагменты узнаваемого узора. При этом ограниченный выбор материалов и геометрическая строгость форм уравновешивают эту декоративность, не позволяя ей стать чрезмерной. В этом же стиле были разработаны и интерьеры отдельных квартир. Успешность подобной концепции подтвердилась не только тем, что все квартиры в жилом комплексе «Гранатный, 6» были распроданы в очень короткие сроки, но и тем, что по вечерам почти во всех окнах здесь горит свет: квартиры были куплены для жизни, а не как инвестиция в квадратные метры.

Мотив волны

Примером такого же комплексного подхода к проектированию является и офисное здание на пересечении Ленинского проспекта и улицы Удальцова. Все его четыре фасада – разные, каждый из них по-своему реагирует на окружающую ситуацию. Фасад, обращенный к Ленинскому проспекту, как будто поддерживает динамику магистрали: строгий параллелепипед обретает экспрессивные волнообразные эркеры. Мотив волны получает развитие и на уровне деталей – в оформлении прилегающей территории, а также интерьеров. Помимо этого в интерьерах находят свое продолжение и многие другие пластические и фактурные темы, заявленные во внешнем облике: чередование гладких и рефленых поверхностей, сочетание стекла и натурального камня и пр. При этом проекция не происходит машинально – темы и мотивы претерпевают изменения, так как рассчитаны уже на другой масштаб восприятия и возможность непосредственного визуального и тактильного контакта. Так, горизонтальный рельеф каменных блоков фасадной облицовки используется как основной прием для отделки стен общественных пространств: двусветного вестибюля, лифтовых холлов и коридоров офисного здания. Только в интерьере строгость каменных плит разбавляет теплота темно-коричневых деревянных панелей, которые обработали все теми же бороздками, чтобы подчеркнуть сквозную тему.

Скругленные углы, фланкирующие порталы на фасаде внутри используются не только как способ обрамления дверей лифтов, но и как отличительная особенность предметов обстановки, выполненных на заказ. Тема волны, доминирующая на фасадах, в интерьерах отступает на второй план, она лишь угадывается в силуэтах мебели, дверных ручках, абстрактных муаровых разводах стенных панелей или узоре напольного покрытия – в каждой на первый взгляд незаметной детали, специально продуманной и сделанной именно для этого здания.

Под парусами

Еще один пример офисного интерьера, искусно сочетающего специфику архитектуры здания с репрезентативностью и отражением корпоративной философии заказчика, – представительские и офисные помещения банка ВТБ в комплексе «Федерация». Высотный комплекс «Федерация» был спроектирован Сергеем Чобаном совместно с Петером Швегером и должен был стать по окончании работ самым высоким офисным зданием в Европе. К сожалению, строительство всего комплекса в том виде, как он был задуман, пока так и не доведено до конца, и на сегодняшний день успешно функционирует лишь одна из двух башен, помещения в которой занимают различные владельцы и арендаторы. Определить характер оформления большинства пространств у авторов проекта не было возможности – по крайней мере, до тех пор, пока не поступило предложение от руководства ВТБ. Создавая интерьерные решения для офисов руководства, переговорных и конференц-залов, архитекторы мастерской SPEECH Чобан & Кузнецов прежде всего исходили из конфигурации помещения – облицованная со всех сторон стеклом башня «Запад» в плане представляет собой сферический треугольник. Традиционно офисные помещения разделены на ортогональные боксы, этажи же ВТБ состоят из словно плавающих в пространстве объемов кабинетов и зон ожидания подчеркнуто обтекаемых форм, с матовыми стеклянными или отделанными светлыми деревянными панелями стенами. Многие детали интерьеров были специально спроектированы для этого пректа: встроенные шкафы и полки, письменные столы и столы для заседаний, стойки секретариатов и другие элементы обстановки.

Элегантная ванна

Архитекторы как дизайнеры – интереснейшая тема в истории зодчества, в том числе и современного. Многие производители мебели, осветительных приборов, санитарного оборудования, фурнитуры и даже ковровых покрытий стремятся привлекать к сотрудничеству не только известных дизайнеров, но и архитекторов. Это стремление объясняется не столько расчетом на маркетинговый успех, гарантированный звездным именем, но – в гораздо большей степени – уверенностью в том, что именно архитекторы обладают особым восприятием форм и пространств и способны перенести свои идеи из масштаба города в масштаб даже очень небольшого помещения. В 2009 году по предложению фирмы Duravit Сергей Чобан разработал серию мебели для ванной комнаты Esplanade. Серия запущена в производство в 2011 году и пользуется большим покупательским спросом. И как в каждой детали интерьеров дома в Гранатном переулке или офисного здания на Ленинском проспекте угадываются образы и идеи, заложенные в архитектурном решении в целом, так и в созданных Чобаном предметах для ванной угадывается его философия и авторский почерк: сочетание современности и неустаревающей в своей элегантности классики, простых форм и благородных материалов, понимание целостности как гармоничной совокупности всех деталей.

«Эта публикация основана на статье «Взаимодействие сторон» из приложения «Как потратить» газеты «Ведомости» от 01.04.2013, №55 (3317)."