Как идеи «большой архитектуры» развиваются в искусстве интерьера

Архитектор небоскреба «Федерация» Сергей Чобан приводит примеры комплексного оформления зданий
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Архитектор небоскреба «Федерация» Сергей Чобан

Сегодня для нас уже вполне привычным кажется разделение функций архитекторов, декораторов и дизайнеров: одни проектируют «коробку» дома и его фасады, другие делают его интерьеры, согласно вкусу и пожеланию будущих жильцов. И именно поэтому столь нередки диссонансы между внешним видом здания и его внутренним обликом.

И вот – новость. Ведущий российский архитектор Сергей Чобан, один из авторов небоскреба «Федерация» и множества других масштабных градостроительных проектов, занялся оформлением интерьеров и дизайном мебели. И в этом сам архитектор не видит ничего странного. Именно так подходили к проектированию зодчие прошлого: они продумывали не только внешний облик здания, но и его интерьеры – до мелочей, до последней детали, – создавая единый объект, объединяющий несколько видов искусств, – «гезамткунстверк» (нем. Gesamtkunstwerk – совокупное художественное произведение).

Воплотить подобные идеи в жизнь сегодня довольно сложно, так как заказчик в большинстве случаев стремится к наиболее экономным решениям и разработка индивидуальных деталей и предметов отделки кажется ему непомерно дорогим излишеством. Тем не менее несколько проектов, реализованных в последнее время бюро SPEECH Чобан & Кузнецов, доказывают, что подобный подход себя оправдывает.

Византийские узоры

Состоящий из трех соединенных между собой корпусов жилой комплекс в Гранатном переулке сочетает простоту форм с роскошью орнаментального декора фасадов. Византийские и ранне-московские мотивы покрывают всю оболочку комплекса, охватывая облицовку из натурального камня, стеклянные и металлические поверхности. Орнаментальная тема получает развитие не только в оформлении территории комплекса – в литой чугунной решетке, скамьях, дизайне фонарей, – но и в интерьерах здания – в решении входных вестибюлей, лифтов, лестничных холлов. Здесь нет ни одного случайного элемента, даже дверные ручки, спроектированные архитекторами, представляют собой фрагменты узнаваемого узора. При этом ограниченный выбор материалов и геометрическая строгость форм уравновешивают эту декоративность, не позволяя ей стать чрезмерной. В этом же стиле были разработаны и интерьеры отдельных квартир. Успешность подобной концепции подтвердилась не только тем, что все квартиры в жилом комплексе «Гранатный, 6» были распроданы в очень короткие сроки, но и тем, что по вечерам почти во всех окнах здесь горит свет: квартиры были куплены для жизни, а не как инвестиция в квадратные метры.

Мотив волны

Примером такого же комплексного подхода к проектированию является и офисное здание на пересечении Ленинского проспекта и улицы Удальцова. Все его четыре фасада – разные, каждый из них по-своему реагирует на окружающую ситуацию. Фасад, обращенный к Ленинскому проспекту, как будто поддерживает динамику магистрали: строгий параллелепипед обретает экспрессивные волнообразные эркеры. Мотив волны получает развитие и на уровне деталей – в оформлении прилегающей территории, а также интерьеров. Помимо этого в интерьерах находят свое продолжение и многие другие пластические и фактурные темы, заявленные во внешнем облике: чередование гладких и рефленых поверхностей, сочетание стекла и натурального камня и пр. При этом проекция не происходит машинально – темы и мотивы претерпевают изменения, так как рассчитаны уже на другой масштаб восприятия и возможность непосредственного визуального и тактильного контакта. Так, горизонтальный рельеф каменных блоков фасадной облицовки используется как основной прием для отделки стен общественных пространств: двусветного вестибюля, лифтовых холлов и коридоров офисного здания. Только в интерьере строгость каменных плит разбавляет теплота темно-коричневых деревянных панелей, которые обработали все теми же бороздками, чтобы подчеркнуть сквозную тему.

Скругленные углы, фланкирующие порталы на фасаде внутри используются не только как способ обрамления дверей лифтов, но и как отличительная особенность предметов обстановки, выполненных на заказ. Тема волны, доминирующая на фасадах, в интерьерах отступает на второй план, она лишь угадывается в силуэтах мебели, дверных ручках, абстрактных муаровых разводах стенных панелей или узоре напольного покрытия – в каждой на первый взгляд незаметной детали, специально продуманной и сделанной именно для этого здания.

Под парусами

Еще один пример офисного интерьера, искусно сочетающего специфику архитектуры здания с репрезентативностью и отражением корпоративной философии заказчика, – представительские и офисные помещения банка ВТБ в комплексе «Федерация». Высотный комплекс «Федерация» был спроектирован Сергеем Чобаном совместно с Петером Швегером и должен был стать по окончании работ самым высоким офисным зданием в Европе. К сожалению, строительство всего комплекса в том виде, как он был задуман, пока так и не доведено до конца, и на сегодняшний день успешно функционирует лишь одна из двух башен, помещения в которой занимают различные владельцы и арендаторы. Определить характер оформления большинства пространств у авторов проекта не было возможности – по крайней мере, до тех пор, пока не поступило предложение от руководства ВТБ. Создавая интерьерные решения для офисов руководства, переговорных и конференц-залов, архитекторы мастерской SPEECH Чобан & Кузнецов прежде всего исходили из конфигурации помещения – облицованная со всех сторон стеклом башня «Запад» в плане представляет собой сферический треугольник. Традиционно офисные помещения разделены на ортогональные боксы, этажи же ВТБ состоят из словно плавающих в пространстве объемов кабинетов и зон ожидания подчеркнуто обтекаемых форм, с матовыми стеклянными или отделанными светлыми деревянными панелями стенами. Многие детали интерьеров были специально спроектированы для этого пректа: встроенные шкафы и полки, письменные столы и столы для заседаний, стойки секретариатов и другие элементы обстановки.

Элегантная ванна

Архитекторы как дизайнеры – интереснейшая тема в истории зодчества, в том числе и современного. Многие производители мебели, осветительных приборов, санитарного оборудования, фурнитуры и даже ковровых покрытий стремятся привлекать к сотрудничеству не только известных дизайнеров, но и архитекторов. Это стремление объясняется не столько расчетом на маркетинговый успех, гарантированный звездным именем, но – в гораздо большей степени – уверенностью в том, что именно архитекторы обладают особым восприятием форм и пространств и способны перенести свои идеи из масштаба города в масштаб даже очень небольшого помещения. В 2009 году по предложению фирмы Duravit Сергей Чобан разработал серию мебели для ванной комнаты Esplanade. Серия запущена в производство в 2011 году и пользуется большим покупательским спросом. И как в каждой детали интерьеров дома в Гранатном переулке или офисного здания на Ленинском проспекте угадываются образы и идеи, заложенные в архитектурном решении в целом, так и в созданных Чобаном предметах для ванной угадывается его философия и авторский почерк: сочетание современности и неустаревающей в своей элегантности классики, простых форм и благородных материалов, понимание целостности как гармоничной совокупности всех деталей.

«Эта публикация основана на статье «Взаимодействие сторон» из приложения «Как потратить» газеты «Ведомости» от 01.04.2013, №55 (3317)."

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more