Фестиваль Ростроповича: Датский и Королевский оркестры выступили в Доме союзов

В Колонном зале Дома союзов прошли концерты Фестиваля Мстислава Ростроповича. Между тем Фестиваль оркестров мира в этом же зале может не состояться
Стиль Шарля Дютуа – истинно королевский/ С. Портер/ Ведомости

Знаменитые дирижеры Рафаэль Фрюбек де Бургос и Шарль Дютуа, выступившие на Фестивале Ростроповича, не превзошли своих собственных былых московских достижений.

Испанец Фрюбек де Бургос был у нас в 2007 г. на Втором фестивале оркестров мира с Дрезденским филармоническим оркестром и произвел впечатление несколько простодушной, но бравой и мощной игрой. На этот раз он привез с собой Датский национальный симфонический оркестр, которым ныне руководит. В первом отделении он играл своих соотечественников – однако и Мануэль де Фалья, автор музыки балета «Любовь-волшебница», и Хоакин Родриго, написавший знаменитый шлягерной медленной частью Аранхуэсский концерт, и гитарист Пепе Ромеро, его исполнивший, произвели впечатление глубоко северных людей, чьей спячки еще не прервала наступившая весна. Исполнение Первой симфонии Брамса было не столь сонным, но очень уж заурядным, и только стройные вступления ударных инструментов в бисовом галопе датского композитора вызвали у публики подобие энтузиазма.

Швейцарец Шарль Дютуа, побывавший у нас в 2003 г. с японским оркестром NHK, запомнился темпераментным исполнением Фантастической симфонии Берлиоза, в которой проявил размах, свойственный мэтрам старой школы, таким как Курт Мазур или Евгений Светланов. Вальяжности и начальственного шарма Дютуа не растерял и сейчас, хотя предъявить их ему в этот раз было труднее, слишком уж изысканный репертуар он выбрал: звучали ажурные в нюансах «Море» Дебюсси, «Моя матушка гусыня» Равеля, «Фонтаны Рима» Респиги, и только в Пятом концерте Сен-Санса, имеющем подзаголовок «Египетский», проявилась некая освежающая дикость. Лондонский королевский оркестр, главным дирижером которого Дютуа ныне служит, играл очень аккуратно, но, к сожалению, совсем бедно, а в звучании его обнаружилось не больше сока, чем в ветвях елки, застоявшейся с Рождества.

Хотя вся программа была сыграна безупречно, а пианист Стивен Хаф, солировавший в Концерте Сен-Санса, показал хорошие манеры и милый звук, выступление Дютуа, как и Фрюбека де Бургоса, не пошло ни в какое сравнение с концертами, к примеру, Мариса Янсонса и Оркестра Баварского радио, ставшими истинными событиями Фестиваля Мстислава Ростроповича.

Между тем симфонические концерты в Колонном зале Дома союзов, в принципе, звучат превосходно, и первым в постсоветское время эту дорогостоящую площадку освоил Фестиваль оркестров мира, появившийся в Москве в 2006 г., на четыре года раньше, чем Фестиваль Мстислава Ростроповича. Концерты очередного Фестиваля оркестров запланированы на июнь, но могут не состояться – Минкульт вдруг урезал фестивалю финансирование в восемь раз, что равнозначно его закрытию.

Лишиться такого фестиваля было бы жаль. Именно он приложил усилия к сохранению престижа классической музыки, приурочив смотр оркестров к государственному празднику – Дню России. Именно он проложил в Москву дорожку многим оркестрам и дирижерам, кто сейчас приезжает и на другие фестивали, – а ведь раньше сотрудничать с ненадежными российскими организаторами люди побаивались. Именно он стал вытягивать для участия в мировом смотре российские оркестры из провинции, в результате чего о них начинали заботиться губернаторы на местах. И как раз Фестиваль оркестров мира стал первым придерживаться строго концептуального отбора участников, следуя географическому принципу и привозя высококлассные коллективы, к примеру, из Венгрии или Кореи. В этом году отбор тоже стройный – ждут оркестры оперных театров мира, занимающихся и филармонической практикой. Нынешний сезон не столь богат оркестрами-гастролерами, как прошлый, – поэтому от Фестиваля оркестров мира стоит ждать ярких страниц.