«Птицы — вестники богов»: Долетели до Эрмитажа

В Петербурге открылась выставка, посвященная птицам в искусстве. У немецких, английских и прочих европейских птиц общая генеалогия: античность
Эрмитажный насест не менее почетен, чем колхозный/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Орлы и петухи, лебеди и совы, голуби и павлины стали героями экспозиции «Птицы – вестники богов». Всего около сотни экспонатов разместились в одном зале – Синей спальне, где обычно показывают декоративно-прикладное искусство. Но что ни вещь здесь – то событие, что ни предмет – маленький шедевр. Все они связаны с особой ролью птиц в мифологии. Они символизируют то силу и власть (как орел), то мудрость (как сова, птица Минервы), то величие (павлин означал Юнону). В разные эпохи в моде были то олицетворявшие любовь голуби и лебеди (середина XVIII века), то орлы (когда все восхищались Наполеоном).

Многие вещи впервые покинули запасники – куратор Татьяна Косоурова отобрала, например, итальянские камеи, посвященные отношениям Ганимеда и очарованного им Зевса, похитившего юношу под видом орла. Самая ранняя из них – камея XVI века «Ганимед, поящий орла». Тогда же Пьером Куртейсом из Лиможа создана солонка с изображением Юноны на колеснице. Это один из немногих экспонатов, о котором можно с уверенностью сказать, что его автор не вдохновлялся «Иконологией» Чезаре Рипы (1593). Благодаря этой знаменитой книге появились и серебряный водолей в форме лебедя, выполненный гамбургским мастером Эвертом Кетвиком в 1635–1643 годах, и каминные часы, где две скульптурные группы посвящены Венере, обучающей Амура (часы выполнены после 1794 г. по модели французского мастера Луи-Симона Буазо; повозка ангела здесь запряжена голубями), и замечательный кубок в виде совы 1720-х гг. вроцлавского мастера Штефана-Кристиана Лютрота.

Образов хватало: Зевс превращался в орла и кукушку, в лебедя и удода. А вот гадания по полету птиц воспринимались по разному: в Древней Греции такое времяпрепровождение вызывало усмешку, в Древнем Риме считалось важным делом, жрецы-авгуры почитались как мало кто другой.

Птицы, выставленные в Эрмитаже, не летают, но возбуждают воображение – особенно если открыть каталог. Эрмитаж велик и в малом: даже небольшую выставку сопровождает фундаментальная публикация. Орнитологи довольны.

Санкт-Петербург