«Рожденные ползать и летать»: Выставка в Русском музее соединила птичник с террариумом

Что общего у блохи и филина, бабочки и голубя? Все они стали героями выставки, открывшейся в Петербурге
Выставка похожа на птичник и террариум/ Е.Кузьмина/ Ведомости

В Русском музее показывают проект «Рожденные летать... и ползать». Здесь собрано более двухсот работ, превративших залы корпуса Бенуа в птичник и террариум одновременно. Самые ранние экспонаты датированы XVIII веком, самые поздние показываются, что называется, с колес, работа над некоторыми завершилась в последний год.

Традиция рисовать глухарей и кур стара, как само искусство. В XVIII веке в Императорской академии художеств появился класс зверей и птиц. Им руководил немец Иоганн-Фридрих Гроот, его картинами открывается выставка. Далее – по хронологии, включая ворон Василия Верещагина и лебедя Марии Якунчиковой на обложке «Мира искусства». Всего более двух сотен произведений, включая видео.

В число экспонатов не попали записи птичьего пения и щебетания, сопровождающие зрителя в первых залах. Интересно, какие звуки могли бы раздаваться в разделе, представляющем муравьев и комаров? Там царит тишина, даже комариного писка не слышно. Зато много любимой классики – рисунки Владимира Конашевича к «Мухе-Цокотухе» Чуковского и Юрия Васнецова к «Болоту» Бианки с детства приучали правильно относиться к рожденным ползать и летать. Не хватает только мультфильмов, хотя «Львенок и черепаха» и «Тридцать восемь попугаев» могли бы ублажить и взор, и слух, зато есть плакат конца 1920-х «Бог посеял – Осоавиахим развеял», он посвящен борьбе с полевыми грызунами.

Подобных выставок на Западе много, нередко они часть исследовательских проектов – и тогда каталог похож на научный бестселлер. Конечно, запасники Русского музея, вместе с дворцами Гатчины, Царского Села и Петергофа, частные коллекции и мастерские художников позволят собрать выставку о чем угодно, но не создать целое. Георгий Нарбут и Илья Кабаков, Сарра Лебедева и Марина Колдобская – в их творчестве можно обнаружить что-то, позволяющее объединить их скульптуры и объекты, картины и графику в одних залах. Проблемы с формулированием.

Хотя каталог полон статей хороших авторов, включая завотделом новейших течений музея Александра Бродского, обнаружить это целое так и не удается. Кажется, вольер наполнен случайным образом. Когда поют птички, кураторы молчат.

Санкт-Петербург