В Стокгольме открылся музей ABBA

Корреспондент «Пятницы» побывал на открытии музея легендарной поп-группы
фото Bengt H Malmqvist Premium Rockshot
Группа на съемках телепередачи Made in Sweden – for export, 1975
Группа на съемках телепередачи Made in Sweden – for export, 1975

Здесь можно зайти в Polar Studios, где, помимо ее создателей, ABBA, записывались Led Zeppelin, Roxy Music, Roxette, Селин Дион и еще десятки музыкантов.
Здесь можно зайти в Polar Studios, где, помимо ее создателей, ABBA, записывались Led Zeppelin, Roxy Music, Roxette, Селин Дион и еще десятки музыкантов.

Здесь получаешь тот же заряд счастья, что и на хорошем поп-концерте, где из наблюдателя превращаешься в участника

Ложку дегтя в атмо­сферу праздника вокруг открытия музея АВВА в Стокгольме внесли немецкие пенсионеры. Бабушки в перманенте и дедушки в сандалиях на носок протягивали в кассу свежеобмененные шведские кроны. В кассе им отвечали, что музей, по велению основателя, участника ABBA Бьёрна Ульвеуса, не принимает наличные как пережиток прошлого, а современный турист должен за все платить кредитной картой.

Без немецких (финских, польских, российских) туристов музею ABBA никак нельзя: билеты с ограниченным временем пребывания стоят под 30 евро. И хоть в стоимость включен записанный ABBA аудиогид, все равно, даже учитывая высокий уровень цен в Скандинавии, это недешево. Апогей гигантской рекламной кампании – в центре города: в рекламный щит вмонтировано пианино с партитурой ABBA на пюпитре, и каждый желающий может потренироваться прежде, чем отправиться в интерактивный музей. Не заметить открытия и не захотеть срочно побывать здесь невозможно.

Несмотря на изобилие вещдоков, музей у Бьёрна Ульвеуса получился не про историю – про эмоцию. То есть здесь, разумеется, в изобилии обнаружатся письма поклонниц «дорогому Бенни», холодильник Агнеты, гитара Бьёрна и гримировальный столик Анни-Фрид. Проблема организаторов была не в том, чтобы заполучить артефакты, а в том, чтобы отсеять лучшее и уместить его на площади в 2000 кв. метров. Из трубки красного телефона, олицетворяющего первый большой хит Ring Ring, время от времени раздаются голоса участников группы, «звонящих» в музей. Клавиши пианино Бенни Андерсона вдруг начинают двигаться под невидимыми пальцами: это значит (объясняют в музее), что сам Бенни сел за рояль в своем офисе на соседнем острове – инструменты подключены друг к другу (как это устроено технически – секрет). Наконец, есть возможность потанцевать в наушниках под ABBA на дискотечном танцполе, усесться в летающий драндулет с обложки альбома Arrival, спеть с голографическими участниками группы на сцене, а на выходе получить подробный фото- и видеоотчет о своем посещении.

Но главное – от этого музея получаешь тот же заряд счастья, что и от хорошего поп-концерта, когда из стороннего наблюдателя превращаешься в участника. Здесь не группа рассказывает историю со сцены, а посетитель забирается в чрево АВВА. Гуляет по аллеям шведского Парка культуры 1960-х, на лавочке которого началась история группы; заходит в святая святых – Polar Studios, где, помимо ее создателей, ABBA, записывались Led Zeppelin, Roxy Music, Roxette, Селин Дион и еще десятки музыкантов; задерживается в летнем доме на острове Виггсё, где обе пары проводили каждое лето, заглядывает на кухню Агнеты. Шведским музеям найдется немного равных в том, чтобы выстроить драматургию живого пространства. Зайдите для сравнения в соседние Юнибакен Астрид Линдгрен или в музей под открытым небом Скансен, где восстановление интерьеров на пять с плюсом, будто хозяин только что вышел за кофе, – пустяки, дело житейское.

Одновременно с экспозицией, посвященной АВВА, через стену с музеем вырос Зал славы шведской музыки. Входя в проект как инвестор, Ульвеус выдвинул условие: шведская музыка должна быть представлена не только его группой. Результат – десяток телевизоров, стилизованных каждый под свое десятилетие. На экранах – прекрасный ликбез из музыкальных видео и живых записей, рассортированный по эпохам, магистральный маршрут от Цары Леандер до Loreen.

Здесь встречаешься не только с АВВА, встречаешься со своим дет­ством, под какой бы саундтрек оно ни случилось: The Final Countdown, It Must Have Been Love, Crucified или Silent Shout. И ни строчки, ни стенда о величии шведской музыки, о том, что она впереди планеты всей. Все и так доказано – очередью в безналичную кассу.

Информация и билеты на www.abbathemuseum.com

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать