Los Texmaniacs в центре «Дом»

Гастрольный мини-фестиваль американской традиционной музыки завершил квартет Los Texmaniacs, возглавляемый баритон-гитаристом Максом Бакой
Los Texmaniacs — истинные традиционалисты/ Los Texmaniacs

Трехчастный фестиваль, второй год подряд проводимый в России фондом СEС Artslink, призван дать панораму американской музыки, не вписывающейся в формат телеканала MTV и им подобных. И состав его участников подобран со смыслом. Первый ансамбль, скрипичное трио сестер Квейби, гастролировавшее по России в марте, отвечал за кантри и вестерн ирландско-британского происхождения, второй – блюзовое трио Modern Blues Masters, представлял мощнейший пласт афроамериканской музыки, а третий участник, техасский квартет Los Texmaniacs, развивает традиции еще одной важнейшей составляющей американской музыки XX в. – латиноамериканской, называемой обычно запросто текс-мекс, т. е. музыка техасско-мексиканского приграничья.

В более узком смысле Los Texmaniacs исполняет музыку конхунто – родившуюся, когда во второй половине XIX в. немецкие переселенцы привезли в эти края диатонический аккордеон, заточенный под исполнение полек и вальсов, и поженили его с местной гитарой. Причем не с общеизвестной гитарой фламенко, а с той ее разновидностью, что выполняла в мексиканских гитарных оркестрах функцию ритм-гитары. Она настраивается на октаву ниже, являясь, можно сказать, баритон-гитарой (по аналогии с баритон-саксофоном), и носит название бахо-сексто, буквально – «низкие шесть», хоть на этом инструменте не шесть, а 12 спаренных струн.

Лидер «Техасоманьяков» Макс Бака как раз и является виртуозным исполнителем на бахо-сексто. Большую часть московского концерта в «Доме» его гулкий акустический инструмент действительно выполнял функции ритм-гитары, давая возможность Джошу Баке, 21-летнему виртуозу-аккордеонисту (и племяннику Макса), рассыпаться в экстатических руладах, но когда лидер-гитаристу приходило время не только петь, но и солировать, оказывалось, что на спаренных басовых струнах тоже можно играть вполне изобретательно и эмоционально – и не только текс-мекс, но и блюзы, и вальсы, и румбу.

Особенно эффектно выглядели дуэли бахо-сексто и аккордеона, когда один и тот же виртуозный пассаж игрался в виде «вопроса-ответа». Нам такие аттракционы более знакомы в исполнении корифеев тяжелого блюз-рока – и это впечатление еще усиливалось тем, что бахо-сексто имел при этом прямо-таки легендарный тембр «стратокастера». Традиция – это всегда развитие традиции. Los Texmaniacs умеют пользоваться этой формулой, что и подтверждает их «Грэмми» 2010 г.