«Коллекция археолога» : Гриша Брускин закопал и откопал свои скульптуры

«Коллекция археолога» Гриши Брускина представляет его отлитые, зарытые и откопанные скульптуры пионеров, спортсменов и пенсионеров
Рожденные для похорон скульптуры Гриши Брускина/ А.Махонин/ Ведомости

Здание кинотеатра «Ударник» выставкой Брускина превращено в подобие археологического раскопа. В зрительном зале лежат в землице покрытые скороспелой патиной постоянные персонажи творчества Гриши Брускина.

Прославившие художника в середине 80-х рисованные существа из картинок «Фундаментального лексикона» были несколько лет назад отлиты в бронзе и покрашены под гипс (для большего сходства с советской парковой скульптурой). Потом их закопали в Тоскане еще на несколько лет, пока «Счастливое детство», «Бюрократ», «Пограничник», «Автомат Калашникова» и прочие не обрели вид археологических древностей.

Откопанные скульптуры, ущербные уже при рождении (рожденные для похорон), лежат на выставке в могильной тьме, отчего на мостках, пересекающих фальшивый раскоп, легко взаправду навернуться. Союз темноты и кладбища гарантирует сильные ощущения. Их зрители и получают, напряженно разглядывая слегка подсвеченные фигуры. Хотя впечатления тут не главное.

Съемка проекта – закопов, раскопов и вид скульптур в грязи – транслируется на видео, тексты Брускина воспроизведены на стенах зала. Но и это не все. Есть еще книжка-каталог, где приведены осмысления художественных действий Брускина, сделанные главными интеллектуалами, пишущими по-русски о современном искусстве, – философами Борисом Гройсом и Михаилом Ямпольским. Плюс текст самого художника с банальностями вроде вопроса птице-тройке и удивлений гибели империи. В качестве изысканного десерта – статья итальянского металловеда о патине брускинских «древностей».

В общем, «Коллекция археолога» – произведение, богатое действиями, впечатлениями и игрой в ассоциации. Даже чрезмерно насыщенное, как и положено поздним работам классика. А Брускин – что спорить – художник известный, заслуживший много похвал и понимающий их справедливость.

Непосредственному зрителю «Коллекция археолога» может показаться злободневной – про живучесть советских символов. Но империя, в диалоге с которой родился соц-арт, все же не сохранилась, как и ее памятники, так что Брускин похоронил прежде всего свой «Фундаментальный лексикон».

До 11 августа