Статья опубликована в № 3350 от 23.05.2013 под заголовком: Молчаливый Эдип

«Только бог прощает» на Каннском фестивале - 2013: Руки прочь

Кровавую драму Николаса Виндинга Рёфна «Только бог прощает» недаром показали на пике каннского конкурса. Половина зала аплодировала, другая половина свистела и кричала «буу!»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Персонаж Райана Гослинга подчинен воле судьбы, как античный герой
outnow.ch

Мало кого из новых голливудских звезд фестивальная и киноманская публика обожает так, как Райана Гослинга. В показанном вне конкурса документальном фильме о Каннском фестивале «Соблазненные и покинутые» (Seduced and Abandoned) режиссер Джеймс Тобак спрашивает женщин на улице, с кем из актеров они хотели бы случайно столкнуться в лифте, кого считают самым привлекательным, о ком мечтают и т. д. Вопросов много, экран все время дробится, пока не превращается в мозаику с десятками женских лиц. И тут они наконец выдыхают хором: «Райан Гослинг!»

Печаль, печаль: Райан Гослинг не приехал на Лазурный берег и не одарил поклонников фирменной загадочной улыбкой и чуть смущенным взглядом голубых глаз. Он снимает собственный фильм и никак не мог отлучиться.

Между тем Only God Forgives (у нас выйдет под названием «Бог простит») – новый штрих к портрету кумира. До этого артистические фильмы с Гослингом были про то, как он ездит на автомобиле («Драйв») и на мотоцикле («Место под соснами»). «Только бог прощает» – про то, как Гослинг очень медленно ходит по красным коридорам. В опасном Бангкоке. Под тревожную и патетическую музыку Клиффа Мартинеза (начинавшего карьеру за барабанами в группе Red Hot Chili Peppers, а недавно работавшего с Хармони Корином над «Отвязными каникулами»).

Герой Гослинга решает что-то глубоко экзистенциальное, вроде «быть или не быть» или даже круче. Потому что у датчанина Николаса Виндинга Рёфна все фильмы глубоко экзистенциальные. И тем глубже, чем гуще и багровее тона. Два года назад Рёфн получил на Каннском фестивале режиссерский приз за «Драйв» (задумчивый Гослинг за рулем). Это повышает ставки и амбиции. «Только бог прощает» малобюджетен, но амбициозен до комизма, до высокой самопародии. Рёфн говорит, что картина суммирует все его прежние работы. Что это фильм о человеке, который хочет сразиться с богом.

Если перевести в киноконтекст, это фильм о человеке, который хочет сразиться с Тарантино. В тарантиновском сюжете мести действовала западная женщина в Японии, в сюжете Рёфна бездействует западный мужчина в Таиланде. В «Убить Билла» рубили по большей части ноги, в «Только бог прощает» – руки. Кровь и членовредительство у Тарантино были комиксовыми, у Рёфна они ритуальные, то есть кичевые вдвойне: он снимает ориентальный комикс как миф и античную трагедию.

Райан Гослинг играет гангстера, который прячется в Бангкоке от американского правосудия и вместе со старшим братом (Том Бёрк) занимается наркобизнесом за фасадом боксерского клуба. Брат жестоко убивает юную проститутку – и тут на кровавой сцене появляется некто Чанг (Витхайа Рансрингарм), полицейский на пенсии и мастер боевых искусств. В его деснице карающий меч, он возомнил себя богом.

Из Америки прилетает деспотичная мать криминальных братьев, глава мафиозной семьи. Она жаждет мести, лучше всего красивой, с головой на блюде (Рёфн описывает героиню Кристин Скотт Томас как смесь леди Макбет и Донателлы Версаче). Герой Гослинга мести не жаждет, но мама – это святое. Поэтому он ходит в красных интерьерах, снятых через багровые светофильтры, и лелеет свой эдипов комплекс (между делом мы узнаем, что он когда-то убил отца). Весь сюжет – оттяжка его неизбежной встречи с Чангом. А пока тот кровавит роковую сталь о руки и головы второстепенных персонажей.

Судья, меч божий, не торопится, но он всегда рядом. Только руку протяни.

Канны

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more