Фильм Терренса Малика «К чуду»: Нечаянный сексизм

В фильме американского киноклассика Терренса Малика «К чуду» (To the Wonder) за глянцевой формой прячется патриархальное содержание
В героях «К чуду» все прекрасно: и душа, и одежда, и мысли/ OUTNOW.CH

Самую убийственную реакцию на фильм «К чуду» выдал один из женских онлайн-порталов, встретивший премьеру небольшим модным каталогом под названием «В чем бегать по полям». Там есть и платья, и платки, и сапоги, и журнал с Беном Аффлеком на обложке, потому что в фильме Малика Ольга Куриленко и Рейчел Макадамс бегают вокруг Аффлека, и кружатся, и порхают, и даже скачут иногда на лошадях.

Камера выдающегося оператора Эммануэля Любецки, в свою очередь, порхает вокруг Куриленко и Макадамс, но если в предыдущем фильме Малика «Древо жизни» этот способ съемки рассказывал о природе взгляда, времени и памяти, то теперь напоминает хорошо сделанную рекламу новой коллекции какой-нибудь популярной торговой марки. Или пары коллекций – весенне-летней и осенне-зимней, все-таки фильм идет почти два часа и отвечает на самые разнообразные запросы современного человека. За кадром – духовные, про любовь божественную и земную (с обильной классической музыкой). В кадре – материальные: помимо женских юбок-блузок и мужских рубашек здесь можно найти качественные образцы домашнего текстиля и напольных покрытий. Потому что, во-первых, кружение среди занавесок тоже очень красиво, а во-вторых, герои никак не могут обустроиться, и в доме у них всегда пусто и чисто, как после свежего ремонта, только успели полы постелить и шторки повесить.

Но это не вся правда о новой картине американского классика, обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Ведь помимо поэтической формы в ней есть поэтическое содержание.

Ольга Куриленко играет русскую француженку Марину, в прошлом танцовщицу (что объясняет ее постоянное порхание). В Париже она встречает американца Нила, героя Аффлека, они едут в знаменитое аббатство Мон-Сен-Мишель (что объясняет название фильма – монастырский комплекс на острове французы называют La Merveille, «Чудо»). Потом Марина с десятилетней дочерью Татьяной (Татьяна Чилине) переезжают к Нилу в Оклахому, но отношения не ладятся, Марина возвращается в Париж, Нил встречает Джейн, героиню Рейчел Макадамс, но отношения опять не ладятся, Марина возвращается, отношения снова не ладятся, хотя в мире так много любви, воплощенной и в кружении камеры, и в кружении Марины, и в свете, и в листве, и в траве, и в лошадях на ферме Джейн, и в каждом вздохе занавесок.

Вторая сюжетная линия посвящена пастору, которого играет Хавьер Бардем. Он работает в бедных кварталах и тюрьмах, утешает больных и обездоленных, но переживает, что сам больше не чувствует божьей благодати, хотя она воплощена и в кружении камеры, и в свете, и в листве, и в траве, и в каждом вздохе занавесок.

Внутренние монологи пастора и двух женщин – о любви. Пастор обращает слова к богу, женщинам важно, чтобы их услышал и понял мужчина. Бог и мужчина в ответ молчат (объединяет их, очевидно, и общая забота о природе: герой Аффлека работает экологом). И хотя Малик ставит в центр фильма женщину, ее красоту, душу и гардероб, картина выходит удивительно патриархальная. Женщины не могут этого не чувствовать – и отвечают на духовные поиски великого (я пишу этот эпитет без иронии) режиссера циничным материалом о том, в чем бегать по полям.