«Спящая красавица» Мэтью Боурна: Вампирская сага Чайковского


Чеховский фестиваль показал в Москве недавнюю премьеру Мэтью Боурна – «Спящую красавицу», которую его New Adventures Company выпустила в Лондоне в декабре.

Британский хореограф-провокатор давно уже числится в списке любимчиков Чеховского фестиваля: в Москве побывали чуть ли не все его репертуарные постановки, в том числе «мужское» «Лебединое озеро», превратившее Боурна в культовую фигуру нашего времени. Но уже «Золушка» и «Дориан Грей» порядком утомили: продолжая линию осовременивания классики и дрейфа в сторону мюзикла, они проигрывали оригиналам в цельности.

«Спящая красавица» создана по тем же лекалам, что и предыдущие постановки Боурна. Ее действие начинается в 1890-м – году, когда Чайковский и Петипа предъявили миру свой балет. Принцесса Аврора оказывается у Боурна подкидышем, которого бездетной королевской чете приносит злая фея Карабос. И хотя интриганка умирает еще до совершеннолетия Авроры, черную розу с шипами принцессе подсовывает Карадок – сын Карабос. Появление этого героя, не предусмотренное либретто классического балета, придает действию очаровательный поворот: когда уже в 2011 г. Аврора просыпается от поцелуя, Карадок отбрасывает от принцессы влюбленного экс-садовника Лео и занимает его место на свадьбе. Бессюжетный дивертисмент Чайковского превращается в бал вампиров – так Боурн нашел единственный выход для того, чтобы заставить Лео дождаться пробуждения Авроры после 100-летнего сна.

Но если обычно Боурн-хореограф проигрывает Боурну-режиссеру, то соприкосновение с творением Чайковского – Петипа вновь, как и в «Лебедином озере», открывает в нем знание старинного хореографического текста и любовь к нему. Трогательно узнавать рудименты классических вариаций, перешедшие от Феи Щедрости Петипа к Отомнусу, Фее Изобилия, и от Феи Смелости к Тантруму, Фее Темперамента. Причем партии этих фей Боурн отдал в ведение танцовщиков-мужчин. И хотя новая «Спящая красавица» пылает свежим блеском вест-эндовского шоу, поклонникам классики на ней скучать не приходится. Хореограф помогает им самим почувствовать себя героями триллера.