Статья опубликована в № 3367 от 18.06.2013 под заголовком: Чудо-мастер

Столетие Бенджамина Бриттена в Петербурге отметили фестивалем

Столетие Бенджамина Бриттена в Петербурге отметили мини-фестивалем: британская Mahogany Opera и музыканты камерного Aurora Orchestra представили Три притчи в лютеранской церкви Св. Екатерины. «Река Керлью», «Блудный сын» и «Пещное действо» – три представления, каждое по час двадцать, прошли в три дня при огромном наплыве публики. В последний день три спектакля давали подряд. Вход был свободный, что тоже поработало на ажиотаж: мест в церкви не много.

Идеологом проекта Британского совета, Фонда Бриттена – Пирса и фонда «Про арте» выступила Людмила Ковнацкая – крупнейший специалист по Бриттену в стране, а может быть, и в мире. Открывался фестиваль на сцене Эрмитажного театра спектаклем «Блудный сын»: именно эту, последнюю притчу Бриттен написал, находясь под сильнейшим впечатлением от экскурсии по Эрмитажу зимой 1967 года, когда он увидел картину Рембрандта.

Все три представления были выдержаны в едином стиле, лаконичном, подражающем средневековым мираклям. Пели превосходно: присущий британцам вкус и перфекционизм сквозили в мизансценах, выстроенных с ювелирной точностью (режиссер и руководитель проекта – Фредерик Уэйк-Уокер). Тела хористов, моментально перегруппировываясь, превращались то в паром, то в ограду дома, удачно заменяя отсутствующие декорации. Все притчи начинались и завершались процессией сумрачных монахов, шествующих по центральному нефу с пением григорианского хорала. В гулком пространстве голоса солистов порой обретали мистическую глубину и отстраненную надличностную интонацию. Бриттен постарался максимально архаизировать язык, приблизив притчи к средневековым мистериям. Ритуальность и монотонная речитация на одной-двух нотах, «звончатые» ударные, орган и арфа, создающие сакральный таинственный колорит, тревожные тремоло струнных – Бриттен оказался чрезвычайно скуп и придирчив в отборе инструментария. На миг показалось: раннеанглийское Средневековье вдруг сгустилось и оплотнело в сценических и музыкальных формах, представ перед изумленными слушателями в церкви Св. Екатерины.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать