Людмила Алябьева: Признаки отдыха

Почему Москва стала похожа на курорт

Сегодня большой разницы между содержимым отпускного чемодана и тем, что носят в городе каждый день, почти нет

С наступлением жары город становится малопригодным для жизни, раскаляясь под ногами изнуренных горожан. Последнее время урбанистический пейзаж, следуя европейским модам, вроде бы начал подстраиваться под летние нужды: к примеру, в парках появляются шезлонги и открытые бассейны. Приходится писать «вроде бы» потому, что устланный искусственным газоном пляж, устроенный на крыше спорткомплекса «Олимпийский», планируют в августе (!) закрыть на технический перерыв. В том самом августе, когда столбик термометра вполне может подняться выше 30 и нужды в бассейне и пляже будет никак не меньше, чем в июне и июле.

Тем не менее уже само появление признаков курортного города в повседневной жизни москвичей во многом стимулирует эксперименты и с гардеробом на каждый день. Что если в обеденный перерыв вы решите позагорать на крыше, а после работы съездить в Сокольники поплавать в бассейне? Везти с собой сарафан, чтобы переодеться после работы, или рискнуть прийти в сарафане прямо в офис? Многие сегодня выбирают второй вариант. Кстати, в свое время маленькое черное платье Шанель также отменило необходимость в нескольких переодеваниях на день: оно было практичным и скромным для работы и одновременно элегантным и изысканным для вечернего выхода. Правда, в наши дни некоторые перегибают палку настолько, что само упоминание Шанель кажется не очень уместным. Нельзя также забывать об огромной армии фрилансеров, которые уже успели забыть или вообще никогда не знали о том, что такое дресс-код.

В целом, если судить о летних одежных трансформациях, то становится очевидно, что курортный гардероб плавно перекочевывает в повседневный, и сегодняшний город все больше напоминает нечто среднее между курортом и дачным поселком, обитатели которого щеголяют в самых невероятных одеждах. Сегодня большой разницы между содержимым отпускного чемодана и тем, что носят в городе каждый день, почти не наблюдается. Если раньше отпуск был своего рода испытательным полигоном для нарядов посмелее – не случайно в советские времена женщины отшивали у портних целые гардеробы на курорт, куда обычно входили платья и юбки покороче, более откровенных фасонов и ярких расцветок. Кстати, и первый «выход» брюк состоялся вовсе не на светском рауте в Париже: в 1920-х они вошли в коллекции, ориентированные как раз на завсегдатаев Ривьеры, которые делали пионеры спортивного минимализма Шанель и Жан Пату.

Сегодня, как и 100 и 50 и 20 лет назад излишние свободы на городских подмостках далеко не всем по душе, многие считают, что аномальная жара, наличие парков с бассейнами и шезлонгами не являются достаточным основанием для мини-юбок, ультракоротких шортов и демонстрации голых торсов на улицах города. Я сама, будучи довольно умеренной в выборе одежды, не думаю (и многовековая история костюма тому доказательство), что запреты и ограничения приведут к чему-то, что будет всех устраивать. И очень хочется надеяться, что на улицах города вдруг не появятся группы неравнодушных граждан с линейками в руках для измерения длины юбок и глубины вырезов и не введут штрафы за нарушение сантиметрового баланса, как это было на американских пляжах в 1920-е годы, когда специально обученный человек измерял длину женских купальных костюмов.

Автор – шеф-редактор журнала «Теория моды»