Александр Вершинин: Бойскаутам посвящается

Как автопроизводители угождают разномастным вкусам широкой публики

На днях BMW представила концептуальный автомобиль Active Tourer Outdoor - переднеприводный гибридный хетчбэк для бойскаутов из среднего класса. Для рынка это далеко не открытие: нечто габаритно и технически подобное уже который месяц продает в России Volvo с моделью V40 Cross Country. Изюминка баварской машины, однако, не в наличии штепселя для электрической розетки или легко моющегося салона. Нет, особое внимание дизайнеры автомобиля уделили системе крепления пары велосипедов прямо в багажнике, на элегантном выдвижном рэке. Под пятой дверью также скрываются стойка для демонтированных велосипедных колес и даже ящик для седел. Благодаря этому оригинальному приспособлению целевая аудитория, которой адресуется новый хетчбэк, оказывается предельно четко очерчена. Увлекаетесь велоспортом? Active Tourer Outdoor создан специально для вас.

В ближайших планах - продажа шестиколесных монстров для миллиардеров, не имеющих возможности передвигаться по городу на личном танке Т-90

С каждым годом количество подобных чисто маркетинговых машин растет, раздувая до неузнаваемости модельные линейки крупнейших автобрендов. В погоне за рыночной долей знаменитые марки с легкостью выходят за рамки собственных традиций, на которых десятилетиями строился их успех. Спортивный имидж машин сегодня важен для BMW не больше, чем культовый статус производителя спорткаров для Porsche. Еще четверть века назад компактный кросcовер Porsche Macan, ожидаемый в автосалонах к лету 2014 года, был бы встречен с искренним изумлением и даже порицанием. Сегодня он имеет все шансы стать самой массовой и кассовой моделью из Штутгарта, а его потенциальных владельцев ничуть не смущает тот факт, что машина собрана на платформе бесконечно далекого от гоночных трасс Audi Q5.

Угождать разномастным вкусам самой широкой публики вынуждены даже в Mercedes-Benz, величайшем оплоте автомобильного консерватизма, когда речь идет о классе езды. Однако новенький микролимузин CLA вооружен бюджетным передним приводом, российские ухабы пробивают его короткоходную подвеску, а звук четырехцилиндрового двигателя нельзя назвать породистым. Зато экстравагантная внешность автомобиля магнитом притягивает взоры обоих полов, а в роскошных алькантаровых креслах можно счастливо провести полжизни. Как выясняется, о большем молодой городской модник и не мечтает - о чем убедительно свидетельствует обилие этих машин на улицах столицы всего через пару месяцев после начала продаж. В ближайших планах у Mercedes - сражение в семейном сегменте с пятидверным хетчбэком C-класса и одновременно продажа шестиколесных монстров G63 AMG 6x6 для всех миллиардеров, не имеющих возможности передвигаться по городу на личном танке Т-90 или «Абрамсе».

Повиноваться устоявшемуся классовому делению отказываются и бюджетные марки. Корейская Kia, например, намеревается наладить производство «горячих» версий для большинства машин модельного ряда, включая российский бестселлер Kia Rio. Спортивную экспансию компании возглавят вооруженные 200-сильными двигателями Kia cee`d GT и pro_cee`d GT. Итальянский Fiat, вдохновленный успехом микролитражки 500, всего за пару лет поставил на поток целую когорту изготовленных на базе «чинквеченто» модификаций: хот-хетч Abarth, кабриолет, городской кроссовер 500L и его сельский вариант 500L Trekking, семиместный мини-вэн 500L Living. В следующем году к ним присоединится и внедорожник Fiat 500X. Планы грандиозного расширения модельного ряда этим летом обнародовал даже «АвтоВАЗ», намеревающийся выпустить впечатляющие три десятка новых моделей за ближайшие пять-шесть лет. Остается лишь гадать, будут ли среди них автомобили, работающие вне рамок давно сложившегося рыночного образа марки.