Потянет ли Казань еще и Олимпиаду-2024

Корреспондент «Пятницы» оценил перспективы столицы Татарстана на месте
ИТАР-ТАСС

В среду, 17 июля, в Казани завершилась XXVII Всемирная летняя универсиада. Российское спортивное руководство уже назвало эти игры «лучшими в истории». Организаторы заявляют, что теперь самый логичный шаг для Казани – выдвижение на право проведения летней Олимпиады 2024 года. «Казань полностью соответствует требованиям к городу – кандидату на проведение Олимпийских игр. Она не уступает столице Олимпиады-2012 Лондону ни в логистике, ни в инфраструктуре, ни в профессионализме организаторов и персонала. Стремление Казани провести вслед за Универсиадой и Олимпиаду выглядит вполне оправданным», – такое громкое заявление сделал в последние дни соревнований президент Российского студенческого спортивного союза Олег Матыцин. Примерно такие же, правда чуть более осторожные, мнения высказывали первые лица республики и представители оргкомитета «Казань 2013». Обозреватель «Пятницы», находившийся в столице Татарстана на протяжении двух последних недель, разобрался, насколько город может провести Олимпийские игры.

По данным премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова, за все дни было продано 770 тысяч билетов. Но с безопасностью проблем не возникало: за весь турнир зафиксировано лишь два случая нарушения общественного порядка

Самый глобальный объект, построенный к Универсиаде, – «Казань-Арена» вместимостью 45 тысяч человек

«Все новое, чистое, красивое, но цеплять перестало. Исторического центра толком не осталось, что было – снесли. Культурный слой срыли напрочь. Получилась та же Москва, только поменьше размерами»

Город

Казань подготовилась к проведению Универсиады основательно. «Первый раз вижу город таким чистым и без пробок, – удивлялся водитель автобуса-шаттла, который в первый день повез нас в главный пресс-центр. – Еще несколько дней назад мы на дорогу бы потратили минут сорок, а сейчас я вас за пятнадцать доставил». Все оказалось просто – и об этом вполне буднично рассказывали местные жители, с которыми удалось поговорить: гражданам настоятельно рекомендовали во время Универсиады не пользоваться личным транспортом. Особо непонятливых эвакуировали на штрафстоянки даже с официальных парковок.

В целом город производит странное впечатление – особенно на тех, кто в нем часто бывал года до 2008-го. «Как будто попала в другое место, – делилась ощущениями знакомая журналистка. – Все новое, чистое, красивое, но цеплять перестало. Исторического центра толком не осталось, что было – снесли. Культурный слой срыли напрочь. Получилась та же Москва, только поменьше размерами». Прежними остались только традиции встречать гостей максимально широко – ради участников Универсиады на полтора месяца перенесли даже празднование Сабантуя. Да и с безопасностью не возникло проблем: за весь турнир зафиксировано лишь два случая нарушения общественного порядка.

Арены

Специально для Универсиады было построено 36 новых объектов. Самый глобальный – «Казань-Арена» вместимостью 45 тысяч человек. Здесь проходили церемонии открытия и закрытия соревнований, а также располагался международный медиацентр. Планируется, что именно на этом стадионе пройдет чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года и игры чемпионата мира по футболу 2018 года. Пожалуй, это единственная арена, на которой Олимпиаду можно проводить хоть завтра. Ну, возможно, еще на построенном десять лет назад «Баскет-холле» – при условии его частичной реконструкции. Плюс Деревня Универсиады – ее возводили с запасом.

Если судить по впечатлениям корреспондента «Пятницы» и отзывам официальных лиц, остальные сооружения (в том числе спроектированные под Универсиаду) вряд ли способны в нынешнем состоянии использоваться как олимпийские объекты. По самой простой причине – они очень малы. Иными словами, их придется задействовать либо как тренировочные арены, а соревновательные возводить в другом месте, либо сносить и строить заново. Других вариантов нет. То, что впору для Универсиады и внутрироссийских стартов, никак не подходит для Олимпиады.

Организация

Персоны с приставкой «вип» от организации Универсиады в восторге – других публичных оценок не высказывалось. У них своя правда, равно как и у спортсменов (они в основном тоже хвалили: и условия проживания, и еду, и логистику). А корреспондент «Пятницы» и те, кто работал, что называется, «на земле», могут рассказать всякое. И про ожидания шаттлов у соревновательных арен (в одном из случаев выяснилось, что автобусы останавливались за ограждением – им просто забыли сделать нужные пропуска); и про чудачества ответственных за прессу (три-пять минут работы в микст-зоне – таких ограничений не бывает даже на Олимпиадах); и про запрет выносить из фуд-корта еду и горячие напитки; и про бутерброды с плесенью для волонтеров (соответствующие фото из инстаграма постоянно гуляли по Сети).

Самый забавный случай произошел на теннисе – его рассказал один из причастных к процессу лиц, попросивший не называть его имя. Организаторы установили перед кортом металлическую конструкцию высотой полтора метра, но выяснилось, что фотографам сидя снимать из-под нее невозможно – слишком высокая. Стоя – запрещено правилами. В итоге для фотографов пришлось купить барные стулья с регулируемой высотой.

Зрители

Официальная точка зрения и здесь не всегда совпадает с наблюдениями. Министр спорта Виталий Мутко, как обычно, оперирует мегаломанскими цифрами: по его данным, Универсиаду посмотрело более 3 млрд телезрителей. Что касается зрителей на аренах, то и здесь сплошь рекорды: премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков сообщил, что за все дни реализовано 770 тысяч билетов (при населении Казани 1,17 млн человек). За десять дней до того, правда, президент Татарстана Рустам Минниханов признал, что с билетной программой начудили. Но, видимо, до конца соревнований успели исправиться.

Разговоры корреспондента «Пятницы» с болельщиками и их записи в социальных сетях говорят скорее о правоте первоначальной оценки Минниханова. В кассах нередко были очереди, заканчивались бланки, после чего людей или пускали бесплатно, или разворачивали домой. Были и противоположные случаи: так, на финал теннисного турнира билетов продали больше, чем вмещают трибуны. При этом даже беглый взгляд на состав болельщиков показывал, что как минимум треть, а то и половина из них – участники соревнований и волонтеры. Впрочем, на той стадии интереса к спорту, какая сейчас есть в России, сам факт не пустых трибун – уже большое достижение.