Александр Вершинин: Бумажное движение

Как чиновники влияют на конструкцию серийных автомобилей

Накануне автосалона во Франкфурте несколько британских газет рапортовали об экстраординарном проекте. Согласно их информации, чиновники Евросоюза в стремлении сделать дороги более безопасными задумали сократить скорость движения автомобилей до 110 км/ч на территории всех стран еврозоны. Один из пикантных вариантов воплощения этого плана включал в себя принудительное оснащение всех новых автомобилей электронным ограничителем, понижающим стандартную максимальную скорость с текущих 250 до законопослушных 110 км/ч.

Многочисленные нормы и регуляции местных чиновников зачастую диктуют даже внешний вид автомобиля

Новость о регламентации скорости движения в Европе в итоге оказалась газетной уткой, однако поверить в нее было довольно легко. Любой крупный автопроизводитель может с легкостью процитировать десяток правительственных регуляций на каждом из крупных рынков, которые в значительной мере влияют как на внешность и начинку выпускаемых ныне автомобилей, так и на долгосрочные планы развития бизнеса.

Например, согласно принятой этой весной директиве к 2020 году средний объем выбросов СО2 по модельному ряду лицензированной к продаже в Евросоюзе марки автомобиля не должен превышать 95 г на километр пробега. Эта экологическая инициатива доставляет ощутимую головную боль стратегам многих брендов уже сейчас, заставляя их принимать решения, не всегда понятные рядовому покупателю. Благодаря бюрократам в ближайшие несколько лет в модельном ряду Jaguar может появиться первый переднеприводной автомобиль, а большинство моделей рано или поздно обзаведутся гибридными версиями. Уже сейчас на разработку новых экономичных силовых агрегатов компания выделила 25 млн долларов.

Впрочем, эта инвестиция кажется весьма умеренной по сравнению с глобальной перестройкой, происходящей прямо сейчас в BMW. Поклонники агрессивных заднеприводных машин из Баварии еще не успели оправиться от нашествия переднеприводных компактных моделей в линейке, а компания уже шокирует аудиторию дебютом серийного гибридного суперкара i8. Это спортивный автомобиль с полуторалитровым трехцилиндровым двигателем, обутый в узкие шины размерности 195 спереди и 215 сзади - подобное оснащение чаще всего встречается у корейской малолитражки, но баварцы называют i8 самой важной машиной в истории марки.

Списав за неэкономичность увенчанные множеством титулов спорткары М3 и 1М вместе с их двигателями, компания сконцентрировалась на легких кузовах из углепластика и электротяге. Это новое будущее финансируется в том числе и покупателями инновационного i8 с ценником от 135 тысяч долларов.

Примечательно, что одна из самых неординарных опций BMW i8 - лазерные фары головного света - может оказаться недоступна в США благодаря все тем же госчиновникам. Технология не сертифицирована. Что обидно, но некритично: гораздо неприятнее ситуация у спорткупе Alfa Romeo 4C, которое также собрано на основе сверхлегких деталей из углепластика. Покупатели машины в США имеют все поводы для обиды, ведь их автомобиль будет на 100 кг тяжелее, чем продаваемые в Европе машины. Чтобы соответствовать принятым в Штатах нормам безопасности, конструкторы Alfa Romeo были вынуждены добавить алюминиевые детали в карбоновый монокок, а заодно и перебрать всю топливную систему.

Многочисленные нормы и регуляции местных чиновников зачастую диктуют даже внешний вид автомобиля. Странные покатые капоты последних машин - следствие новых стандартов безопасности для пешеходов. Мешающие обзору толстые стойки спереди и сзади - ответ на ужесточение требований по безопасности пассажиров при переворачивании и лобовом столкновении. Непропорционально маленькие зеркала на больших кроссоверах - попытка увеличить экономичность машины за счет аэродинамики. С прихотями чиновников вынуждены считаться все, и яркий тому пример - наложенный на два летних месяца запрет на продажу переднеприводных моделей Mercedes-Benz во Франции из-за неэкологичного, по мнению бюрократов, сорта хладагента в кондиционерах новых машин.