Вышла новая серия легендарной игры GTA

Почему пользователь гарантированно увидит здесь то, что не увидит никто другой
Saeed Khan/ AFP / East News

Разработчики берут пользователя в соавторы, и это главный ответ на вопрос, какое из искусств станет важнейшим в ближайшее время

По большому счету GTA V (5) - не игра, а сточасовое интерактивное кино. Главные герои - три грабителя, промышляющие в придуманном американском штате Сан-Андреас, безжалостной пародии на Калифорнию наших дней. Сюжет состоит из перестрелок, погонь и кинематографических перебивок, но серия славится прежде всего свободой действий. Следовать сценарию здесь вовсе необязательно. В огромной вселенной игры всегда найдется миллион дел поважнее.

Большой стиль

На сегодня в мире продано более 125 млн копий игры - и ожидается, что с выходом GTA V эта цифра вырастет минимум до 150 млн. История стартовавшей в 1997 году франшизы делится на два этапа: до GTA III и после. Первые выпуски - GTA, GTA: London и GTA 2 - были бессмысленными, но страшно навязчивыми аркадами. В них можно было дни напролет угонять машины, но тогдашние технологии не оставляли возможности для драматургии. В 2001 году серия наконец смогла сменить имидж: вышла GTA III с мощным трехмерным движком, позволяющим ввести в игру виртуальных актеров, оператора и настоящий сценарий. Получилось что-то вроде фильмов Квентина Тарантино и Гая Ричи - постмодернистская трагикомедия про гангстеров. Игра разошлась многомиллионным тиражом: так сложились черты большого стиля GTA на дюжину лет вперед. Теперь каждая новая серия эпопеи представляет собой ревизию американской поп-культуры.

Эпизод GTA: Vice City (2002) был переосмыслением фильма «Лицо со шрамом»: Майами, кокаиновые восьмидесятые, рубашки с острыми воротниками, Blondie в магнитоле угнанного кабриолета. Главного героя озвучил Рэй Лиотта. А местного порнокороля не постеснялся «сыграть» сам Деннис Хоппер. GTA: San Andreas (2004) заново изобрела Лос-Анджелес начала 90-х - с бунтами темнокожей молодежи и атмосферой Голливуда, готового вот-вот родить «Криминальное чтиво». Начиная с этой серии компания-разработчик Rockstar Games еще плотнее сотрудничает с Голливудом. Героев озвучивают Сэмюэл Л. Джексон, Джеймс Вудс, Крис Пенн и Питер Фонда. А в саундтреке участвуют Guns N' Roses, Снуп Догг, Оззи Осборн и дюжина других больших артистов. Попутно авторы предвосхищают тренды отрасли: вводят в серию элементы социального симулятора и всевозможные мини-игры. Хотя до подлинного триумфа айфонов и фейсбуков еще далеко. GTA IV (2008) приглашала в классическую нью-йоркскую сагу в духе «Крестного отца», «Однажды в Америке» и «Славных парней». В центре сюжета оказывалась славянская мафия, так что герои говорили на матерном русском и все время слушали вымышленную радиостанцию Vladivostok-FM, где крутили Виктора Цоя, Глюкозу, Руслану, Дельфина, «Ленинград» и Михаила Боярского. А белорусский рэпер Серега даже написал для игры песню, встав в один ряд с такими гигантами, как Ghostface Killah и MF Doom.

Драма зрелого возраста

До 2013 года каждый выпуск GTA был не только игрой, но и фильмом, где пользователь сам сочинял сценарий; рок-концертом с сотнями музыкальных хитов и ненаписанным великим американским романом Тома Вулфа, Джеймса Эллроя и Элмора Леонарда. Начиная с GTA V мы имеем дело еще и с настоящим интерактивным сериалом в духе «Клана Сопрано», «Блудливой Калифорнии» и «Во все тяжкие».

Из троицы главных героев только один похож на персонажа молодежного кино. Это молодой темнокожий бандит Франклин, жизнь которого состоит из перестрелок, угонов, походов в стрип-клубы и жима лежа. Два других героя пришли в GTA из «взрослых» сериалов. Немолодой бандит Тревор - типичный персонаж «Декстера» или «Во все тяжкие»: психопат, наркодилер, обаятельный антигерой в духе Джокера Джека Николсона.

Его респектабельный партнер Майкл, страдающий от кризиса среднего возраста и неурядиц с женой и дочкой, больше похож на Тони Сопрано, Рэя Донована или Хэнка Муди. Сюжетная линия Майкла рассчитана на зрелых игроков, строящих карьеры и семьи. Согласно статистике The Entertainment Software Association, среднему геймеру сегодня больше тридцати лет. А если верить газете The Guardian, 14% работающих британских мужчин всерьез подумывали взять больничный 17 сентября, в день выхода GTA V. Так что спрос на зрелую драму среди фанатов GTA определенно есть. Алексей Пастушенко, глава пиар-службы компании «1C-СофтКлаб», являющейся официальным дистрибьютором игры в России, относит GTA V к редким проектам, рассчитанным на взрослую аудиторию: «В игре множество пародий и интересных отсылок к реальным фактам и актуальным событиям. Их легче понять и оценить тому, кто имеет определенный опыт, культурный бэкграунд, знания и свое мнение о происходящем в мире».

Впрочем, юные геймеры не смогут купить GTA V при всем желании. В России, к примеру, игра маркирована возрастным рейтингом «18+», означающим, что в ней содержится информация, запрещенная для распространения среди детей. Возможно ли, что против игры ополчатся цензоры? От комментариев на эту тему в компании 1С отказались. Но ситуация непредсказуема: минувшим летом в России прошла успешная общественная кампания бойкота стратегии Company of Heroes 2, приравнявшей советскую армию к фашистской. Прецедентов прямого запрета на продажи игр «сверху» у нас еще не было. В случае с GTA V контент полностью подпадает под действие норм о возрастной классификации информационной продукции в России. Поскольку игра соответствующим образом маркирована, никакого юридического механизма запрета ее продаж нет.

Пользователь-соавтор

Освоив сериальный формат, игра заодно пародирует и американские реалити-шоу. Подглядывать за тем, как герои устраивают свою жизнь, здесь не менее интересно, чем самому их направлять. При этом GTA не просто объединяет в игровой форме голливудское кино, криминальную беллетристику, сериалы для взрослых и сатиру на выпуски новостей, но и предлагает кое-что другое, чего не умеет больше ни одно медиа в мире.

Это возможность в любой момент переключиться со следования авторскому замыслу и самому стать творцом. В фильмах и книгах такой опции нет, в большинстве компьютерных игр - тоже: перестав следовать сюжету, вы зависаете. В GTA всегда есть на что отвлечься. Здесь можно летать на самолетах, прыгать с высотных зданий с парашютом и нырять на морское дно. Коллекционировать дорогие автомобили, торговать акциями и приобретать элитную недвижимость. Работать таксистом, полицейским или водителем скорой помощи. Заниматься йогой, охотиться на оленей и есть фастфуд. Даже играть в теннис с другими живыми людьми через службу GTA Online. Разработчики берут пользователя в соавторы, и это, пожалуй, главный ответ на вопрос, какое из искусств станет важнейшим в ближайшее время: в GTA V мы уже почти самостоятельно пишем сценарий, подбираем саундтрек, ставим свет и кричим «мотор». То, что увидите в этой игре вы, гарантированно не увидит никто другой. Это чувство исключительности, однако, никак не конфликтует с ощущением принадлежности к огромной группе людей со схожим культурным багажом - напомним, в мире уже продано более 125 млн копий GTA.

Чтобы любой игрок смог почувствовать себя режиссером, работали сотни людей. В проекте участвовали 250 специалистов из 8 подразделений компании Rockstar Games по всему миру под началом студии Rockstar North из Эдинбурга. Чтобы создать игру, у Rockstar ушло четыре года. Чтобы пройти ее, геймеру понадобится минимум 100 часов - и это не считая дополнительных заданий и развлечений, из-за которых в вымышленном мире GTA можно жить месяцами. Для проекта лицензировано 240 песен известных групп и написан сборник эксклюзивных треков. Сценарий этой то ли комедии, то ли драмы оказался длиннее первой книги о Гарри Потере: в нем 1000 страниц и 80 000 реплик для актеров.

В озвучке наравне с профессионалами задействованы настоящие преступники, ради общения с которыми разработчики из Шотландии и Нью-Йорка провели в Лос-Анджелесе около 100 дней. А консультантами выступили агенты ФБР под прикрытием, мелкие уличные гангстеры, члены крупных этнических группировок, проститутки, наркоманы и заключенные.

Сорвут куш

Будучи главным событием массовой культуры в текущем году, GTA V рассчитывает сорвать беспрецедентный куш. В 2008 году четвертая серия уже поставила важный для игровой промышленности рекорд - заработала 310 млн долларов в первые сутки продаж, опередив самый успешный фильм («Человек-паук 3») и книгу («Гарри Поттер и дары смерти»). С тех пор лидерство игр среди развлекательных отраслей укреплялось из года в год. В конце 2012-го боевик Call of Duty: Black Ops II заработал 1 млрд за 15 суток, опередив «Аватар» Джеймса Кэмерона.

Издатели GTA V твердо намерены побить рекорд главного соперника. Игра уже вдвое обогнала Call of Duty: Black Ops II по объему предварительных заказов, собрав 2,6 млн заявок только в Великобритании. Прямые продажи - не единственный способ монетизации GTA V. Уже 1 октября заработает многопользовательская служба Grand Theft Auto Online. Затем начнется распространение так называемых DLC-пакетов - загружаемых платных обновлений с новыми сюжетными линиями и героями. Кроме того, успешно работает фирменный онлайн-магазин Rockstar Warehouse, где продаются одежда и аксессуары в стиле героев криминальной саги и музыкальные альбомы с песнями из игры. В следующем году GTA V доберется до ПК и, скорее всего, заработает еще полмиллиарда.

Заявка на высокий финансовый результат подкреплена соответствующим маркетингом. Рекламная кампания GTA V ведется с размахом, присущим только самым рентабельным голливудским блокбастерам. Респектабельный анонс был сделан через финансовый отчет материнской компании Take-Two Interactive. Публикациями о проекте пестрели не только игровые, но и деловые СМИ. Например, в The Wall Street Journal заметили, что акции Take-Two за год до релиза выросли с 10 до 18 долларов за штуку, и посвятили будущей игре целую серию материалов.

Рекламные ролики выходили не только на YouTube, но и в прайм-тайме американского ТВ. Региональные партнеры Rockstar раздавали подарочный мерчандайз для игроков, формируя миллионную армию «адвокатов бренда». Кампания увенчалась самой агрессивной наружной рекламой в истории индустрии. Захват улиц и метрополитенов по всему миру начался с гигантского граффити на Манхэттене, где на глазах у прохожих художники нарисовали обложку будущей игры.

Объект культа

Все это: статьи в WSJ, росписи на Манхэттене, оставленный позади Голливуд, украденная аудитория сериалов, наглая сатира на выкарабкавшиеся из кризиса США - складывается в фантастическую картину, размывающую любые культурные границы. Как и компания Apple, которую в GTA V высмеивают с помощью телефона iFruit, студия Rockstar на наших глазах превращается в объект грандиозного культа. Еще в 2009 году возглавляющие компанию братья Сэм и Дэн Хаузеры были включены журналом Time в сотню самых влиятельных людей мира. Сейчас их позиции еще крепче. Пока Стив Джобс сочинял будущее дизайна, трудолюбивые разработчики сделали то же самое с будущим массового искусства.