Вышла новая серия легендарной игры GTA

Почему пользователь гарантированно увидит здесь то, что не увидит никто другой
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Saeed Khan / AFP / East News

Разработчики берут пользователя в соавторы, и это главный ответ на вопрос, какое из искусств станет важнейшим в ближайшее время

По большому счету GTA V (5) - не игра, а сточасовое интерактивное кино. Главные герои - три грабителя, промышляющие в придуманном американском штате Сан-Андреас, безжалостной пародии на Калифорнию наших дней. Сюжет состоит из перестрелок, погонь и кинематографических перебивок, но серия славится прежде всего свободой действий. Следовать сценарию здесь вовсе необязательно. В огромной вселенной игры всегда найдется миллион дел поважнее.

Большой стиль

На сегодня в мире продано более 125 млн копий игры - и ожидается, что с выходом GTA V эта цифра вырастет минимум до 150 млн. История стартовавшей в 1997 году франшизы делится на два этапа: до GTA III и после. Первые выпуски - GTA, GTA: London и GTA 2 - были бессмысленными, но страшно навязчивыми аркадами. В них можно было дни напролет угонять машины, но тогдашние технологии не оставляли возможности для драматургии. В 2001 году серия наконец смогла сменить имидж: вышла GTA III с мощным трехмерным движком, позволяющим ввести в игру виртуальных актеров, оператора и настоящий сценарий. Получилось что-то вроде фильмов Квентина Тарантино и Гая Ричи - постмодернистская трагикомедия про гангстеров. Игра разошлась многомиллионным тиражом: так сложились черты большого стиля GTA на дюжину лет вперед. Теперь каждая новая серия эпопеи представляет собой ревизию американской поп-культуры.

Эпизод GTA: Vice City (2002) был переосмыслением фильма «Лицо со шрамом»: Майами, кокаиновые восьмидесятые, рубашки с острыми воротниками, Blondie в магнитоле угнанного кабриолета. Главного героя озвучил Рэй Лиотта. А местного порнокороля не постеснялся «сыграть» сам Деннис Хоппер. GTA: San Andreas (2004) заново изобрела Лос-Анджелес начала 90-х - с бунтами темнокожей молодежи и атмосферой Голливуда, готового вот-вот родить «Криминальное чтиво». Начиная с этой серии компания-разработчик Rockstar Games еще плотнее сотрудничает с Голливудом. Героев озвучивают Сэмюэл Л. Джексон, Джеймс Вудс, Крис Пенн и Питер Фонда. А в саундтреке участвуют Guns N' Roses, Снуп Догг, Оззи Осборн и дюжина других больших артистов. Попутно авторы предвосхищают тренды отрасли: вводят в серию элементы социального симулятора и всевозможные мини-игры. Хотя до подлинного триумфа айфонов и фейсбуков еще далеко. GTA IV (2008) приглашала в классическую нью-йоркскую сагу в духе «Крестного отца», «Однажды в Америке» и «Славных парней». В центре сюжета оказывалась славянская мафия, так что герои говорили на матерном русском и все время слушали вымышленную радиостанцию Vladivostok-FM, где крутили Виктора Цоя, Глюкозу, Руслану, Дельфина, «Ленинград» и Михаила Боярского. А белорусский рэпер Серега даже написал для игры песню, встав в один ряд с такими гигантами, как Ghostface Killah и MF Doom.

Драма зрелого возраста

До 2013 года каждый выпуск GTA был не только игрой, но и фильмом, где пользователь сам сочинял сценарий; рок-концертом с сотнями музыкальных хитов и ненаписанным великим американским романом Тома Вулфа, Джеймса Эллроя и Элмора Леонарда. Начиная с GTA V мы имеем дело еще и с настоящим интерактивным сериалом в духе «Клана Сопрано», «Блудливой Калифорнии» и «Во все тяжкие».

Из троицы главных героев только один похож на персонажа молодежного кино. Это молодой темнокожий бандит Франклин, жизнь которого состоит из перестрелок, угонов, походов в стрип-клубы и жима лежа. Два других героя пришли в GTA из «взрослых» сериалов. Немолодой бандит Тревор - типичный персонаж «Декстера» или «Во все тяжкие»: психопат, наркодилер, обаятельный антигерой в духе Джокера Джека Николсона.

Его респектабельный партнер Майкл, страдающий от кризиса среднего возраста и неурядиц с женой и дочкой, больше похож на Тони Сопрано, Рэя Донована или Хэнка Муди. Сюжетная линия Майкла рассчитана на зрелых игроков, строящих карьеры и семьи. Согласно статистике The Entertainment Software Association, среднему геймеру сегодня больше тридцати лет. А если верить газете The Guardian, 14% работающих британских мужчин всерьез подумывали взять больничный 17 сентября, в день выхода GTA V. Так что спрос на зрелую драму среди фанатов GTA определенно есть. Алексей Пастушенко, глава пиар-службы компании «1C-СофтКлаб», являющейся официальным дистрибьютором игры в России, относит GTA V к редким проектам, рассчитанным на взрослую аудиторию: «В игре множество пародий и интересных отсылок к реальным фактам и актуальным событиям. Их легче понять и оценить тому, кто имеет определенный опыт, культурный бэкграунд, знания и свое мнение о происходящем в мире».

Впрочем, юные геймеры не смогут купить GTA V при всем желании. В России, к примеру, игра маркирована возрастным рейтингом «18+», означающим, что в ней содержится информация, запрещенная для распространения среди детей. Возможно ли, что против игры ополчатся цензоры? От комментариев на эту тему в компании 1С отказались. Но ситуация непредсказуема: минувшим летом в России прошла успешная общественная кампания бойкота стратегии Company of Heroes 2, приравнявшей советскую армию к фашистской. Прецедентов прямого запрета на продажи игр «сверху» у нас еще не было. В случае с GTA V контент полностью подпадает под действие норм о возрастной классификации информационной продукции в России. Поскольку игра соответствующим образом маркирована, никакого юридического механизма запрета ее продаж нет.

Пользователь-соавтор

Освоив сериальный формат, игра заодно пародирует и американские реалити-шоу. Подглядывать за тем, как герои устраивают свою жизнь, здесь не менее интересно, чем самому их направлять. При этом GTA не просто объединяет в игровой форме голливудское кино, криминальную беллетристику, сериалы для взрослых и сатиру на выпуски новостей, но и предлагает кое-что другое, чего не умеет больше ни одно медиа в мире.

Это возможность в любой момент переключиться со следования авторскому замыслу и самому стать творцом. В фильмах и книгах такой опции нет, в большинстве компьютерных игр - тоже: перестав следовать сюжету, вы зависаете. В GTA всегда есть на что отвлечься. Здесь можно летать на самолетах, прыгать с высотных зданий с парашютом и нырять на морское дно. Коллекционировать дорогие автомобили, торговать акциями и приобретать элитную недвижимость. Работать таксистом, полицейским или водителем скорой помощи. Заниматься йогой, охотиться на оленей и есть фастфуд. Даже играть в теннис с другими живыми людьми через службу GTA Online. Разработчики берут пользователя в соавторы, и это, пожалуй, главный ответ на вопрос, какое из искусств станет важнейшим в ближайшее время: в GTA V мы уже почти самостоятельно пишем сценарий, подбираем саундтрек, ставим свет и кричим «мотор». То, что увидите в этой игре вы, гарантированно не увидит никто другой. Это чувство исключительности, однако, никак не конфликтует с ощущением принадлежности к огромной группе людей со схожим культурным багажом - напомним, в мире уже продано более 125 млн копий GTA.

Чтобы любой игрок смог почувствовать себя режиссером, работали сотни людей. В проекте участвовали 250 специалистов из 8 подразделений компании Rockstar Games по всему миру под началом студии Rockstar North из Эдинбурга. Чтобы создать игру, у Rockstar ушло четыре года. Чтобы пройти ее, геймеру понадобится минимум 100 часов - и это не считая дополнительных заданий и развлечений, из-за которых в вымышленном мире GTA можно жить месяцами. Для проекта лицензировано 240 песен известных групп и написан сборник эксклюзивных треков. Сценарий этой то ли комедии, то ли драмы оказался длиннее первой книги о Гарри Потере: в нем 1000 страниц и 80 000 реплик для актеров.

В озвучке наравне с профессионалами задействованы настоящие преступники, ради общения с которыми разработчики из Шотландии и Нью-Йорка провели в Лос-Анджелесе около 100 дней. А консультантами выступили агенты ФБР под прикрытием, мелкие уличные гангстеры, члены крупных этнических группировок, проститутки, наркоманы и заключенные.

Сорвут куш

Будучи главным событием массовой культуры в текущем году, GTA V рассчитывает сорвать беспрецедентный куш. В 2008 году четвертая серия уже поставила важный для игровой промышленности рекорд - заработала 310 млн долларов в первые сутки продаж, опередив самый успешный фильм («Человек-паук 3») и книгу («Гарри Поттер и дары смерти»). С тех пор лидерство игр среди развлекательных отраслей укреплялось из года в год. В конце 2012-го боевик Call of Duty: Black Ops II заработал 1 млрд за 15 суток, опередив «Аватар» Джеймса Кэмерона.

Издатели GTA V твердо намерены побить рекорд главного соперника. Игра уже вдвое обогнала Call of Duty: Black Ops II по объему предварительных заказов, собрав 2,6 млн заявок только в Великобритании. Прямые продажи - не единственный способ монетизации GTA V. Уже 1 октября заработает многопользовательская служба Grand Theft Auto Online. Затем начнется распространение так называемых DLC-пакетов - загружаемых платных обновлений с новыми сюжетными линиями и героями. Кроме того, успешно работает фирменный онлайн-магазин Rockstar Warehouse, где продаются одежда и аксессуары в стиле героев криминальной саги и музыкальные альбомы с песнями из игры. В следующем году GTA V доберется до ПК и, скорее всего, заработает еще полмиллиарда.

Заявка на высокий финансовый результат подкреплена соответствующим маркетингом. Рекламная кампания GTA V ведется с размахом, присущим только самым рентабельным голливудским блокбастерам. Респектабельный анонс был сделан через финансовый отчет материнской компании Take-Two Interactive. Публикациями о проекте пестрели не только игровые, но и деловые СМИ. Например, в The Wall Street Journal заметили, что акции Take-Two за год до релиза выросли с 10 до 18 долларов за штуку, и посвятили будущей игре целую серию материалов.

Рекламные ролики выходили не только на YouTube, но и в прайм-тайме американского ТВ. Региональные партнеры Rockstar раздавали подарочный мерчандайз для игроков, формируя миллионную армию «адвокатов бренда». Кампания увенчалась самой агрессивной наружной рекламой в истории индустрии. Захват улиц и метрополитенов по всему миру начался с гигантского граффити на Манхэттене, где на глазах у прохожих художники нарисовали обложку будущей игры.

Объект культа

Все это: статьи в WSJ, росписи на Манхэттене, оставленный позади Голливуд, украденная аудитория сериалов, наглая сатира на выкарабкавшиеся из кризиса США - складывается в фантастическую картину, размывающую любые культурные границы. Как и компания Apple, которую в GTA V высмеивают с помощью телефона iFruit, студия Rockstar на наших глазах превращается в объект грандиозного культа. Еще в 2009 году возглавляющие компанию братья Сэм и Дэн Хаузеры были включены журналом Time в сотню самых влиятельных людей мира. Сейчас их позиции еще крепче. Пока Стив Джобс сочинял будущее дизайна, трудолюбивые разработчики сделали то же самое с будущим массового искусства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more