Александр Вершинин: Время трудных удовольствий

В чем причина ажиотажного спроса на люксовые автомобили

За последние три месяца европейские дилеры Mercedes-Benz продали 30 тысяч новых лимузинов S-класса. В среднем это по 333 машины в день - результат особенно впечатляющий, если принять во внимание, что за 2012 год немцы реализовали в Старом Свете всего 65 тысяч машин. О причинах столь ажиотажного спроса на люксовый автомобиль стоимостью от двадцати приличных немецких зарплат можно долго дискутировать, но суть в том, что руководство Mercedes-Benz только что отпраздновало лучший месяц продаж за всю 87-летнюю историю марки. И теперь наверняка пересматривает в большую сторону объемы производства не только S-класса, но и младших моделей. Что самое удивительное, подобными перерасчетами в наше неспокойное для экономики время занимаются не только в Штутгарте.

Завод Land Rover вынужден работать круглосуточно и без выходных. Может показаться, что все его смены трудятся только на заказчиков из Москвы

Так, боссы BMW подумывают о необходимости увеличения серийного выпуска электрокара i3, годовая квота на производство которого практически исчерпана еще до начала сборки и открытия продаж на перспективном рынке США. Будущих владельцев не пугает ни отсутствие инфраструктуры для обслуживания чисто экспериментального автомобиля, ни довольно высокая стартовая стоимость в 35 тысяч евро. Впрочем, даже эти прекрасные результаты меркнут в свете массового увлечения жителей Норвегии электролимузином Tesla Model S, чья начальная цена в 82 тысячи евро отнюдь не смущает граждан северной страны. Напротив, интерес к покупке Tesla за последние месяцы вырос настолько, что эта модель возглавила статистику продаж, оттеснив на второе место в четыре раза более доступный Volkswagen Golf.

Проблемой ошеломляющего спроса на новые модели приходится заниматься и концерну Jaguar Land Rover. Популярность самых дорогих машин модельного ряда - Range Rover и Range Rover Sport - настолько велика, что завод под Бирмингемом вынужден работать круглосуточно и без выходных, а очередь на автомобили растягивается от полугода до девяти месяцев, в зависимости от комплектации. При этом в некоторых странах, например, в Китае, за новый люксовый внедорожник компании просят почти полмиллиона долларов - что ничуть не тревожит будущих владельцев, активно перекупающих друг у друга места в очередях на машины.

Китайский рынок быстро становится ключевым и для прочих премиальных и люксовых марок. Реализация эксклюзивных автомобилей бизнесменам и функционерам компартии помогла увеличить продажи итальянской Maserati за текущий год в четыре раза, и компания без обиняков объявила КНР рынком номер один в мире. Только новое поколение Quattroporte и дебютирующий спортседан Ghibli уже собрали 18 тысяч заказов - взрывной рост интереса к Maserati, если вспомнить о спросе в 6,3 тысячи машин марки еще в прошлом году.

Рекордный рост спроса на совсем недешевые для массового покупателя автомобили можно обнаружить и на российском рынке. В этом году соотечественники проявили неожиданный интерес к большим внедорожникам Ford Explorer, чьи продажи уже увеличились втрое. На улицах столицы, впрочем, это бесспорное достижение сравнительно малозаметно. Зато может показаться, что все смены завода Land Rover трудятся только на заказчиков из Москвы. А совсем скоро - и в этом нет никаких сомнений - в столице произойдет решительная смена всего автопарка S-класса. Вот только «шестисотых» немцы больше не производят: ценителям прекрасного придется смириться с покупкой спортивных AMG.