Людмила Алябьева: Те, кому за

Чем «рынок седовласых» привлекает модных производителей

В сентябре этого года на британском канале Channel 4 показали сериал Сью Борн «Невероятные модницы», который посвящен вовсе не юным красоткам, рассекающим на ультравысоких каблуках в ультракоротких шортиках, а шести стильным дамам за 60, стареющим с достоинством, но непременно модно. История каждой из них - это история отстаивания своего права на моду. Трудно поверить, что «старушкам» мода не менее интересна, чем прием таблеток, проблемы с зубными протезами или редеющими волосами? Тем не менее мода, как и дизайн, все чаще посматривает в сторону незаслуженно обойденных вниманием пожилых потребителей, которые все увереннее формируют так называемый рынок седовласых (англ. silver market). Тенденция изображать пожилых в рекламе как забавных и безнадежно отставших от жизни идет на спад. Уже невозможно не учитывать их потребности и делать вид, что их просто нет, как это происходит с людьми нестандартных пропорций и уж тем паче с инвалидами.

Мода все чаще по­сматривает в сторону пожилых потребителей, которые формируют так называемый рынок седовласых

Очевидно, что «новые старики» намерены выйти из тени. Между прочим, к ним относятся явно неготовые отказаться от своих модных гардеробов перевалившая за шестьдесят икона «свингующего Лондона» хрупкая Твигги, «железная леди» американского Vogue Анна Винтур, не такие железные, но неизбежно пополняющие возрастную армию другие глянцевые королевы вроде главного редактора британского Vogue Александры Шульман или Анны Делло Руссо из японского Vogue. Список икон моды из тех, кому за, можно пополнить именами известных своими коллекциями одежды модниц Дафны Гиннесс и музы Нью-Йорка, «редкой птицы», которой не так давно исполнилось 92 года, Айрис Апфель. Кстати, когда Айрис было 90, она разработала для MAC линию яркой декоративной косметики и стала запоминающимся лицом ее рекламной кампании.

Несмотря на то что мода по-прежнему зациклена на юности, немало брендов приглашают к участию пожилых моделей: к примеру, несколько лет назад в рекламной кампании Dolce & Gabbana появилась седовласая англичанка Дафна Селф, которой сегодня больше 80 лет и которая, будучи самой пожилой моделью в мире, стала одной из героинь «Невероятных модниц». Она же появляется в рекламе и таких бюджетных марок, как Gap, Nivea и Olay. Британ­ский сетевой универсальный магазин Debenhams, который всегда живо реагирует на любые социальные изменения, в одной из рекламных кампаний затронул вопрос возраста, пригласив к участию в съемках модель за 70. Не меньший интерес к «рынку седовласых» продемонстрировал и бренд Lanvin, который привлек в 2012 году 62-летнюю модель Ципору Саламон для съемок в рекламной кампании. Любопытно, что тогда же и имеющая очевидно «молодую» репутацию компания American Apparel последовала за своими более люксовыми коллегами и пригласила к участию в рекламной кампании 60-летнюю модель Джэки О'Шонесси. Рост армии седовласых модников привел к появлению большого количества блогов, где можно полюбоваться на пожилых и стильных, кому не занимать смелости у молодых «жертв моды», украшающих своим видом преимущественно скучный урбанистический пейзаж.

Не скажу, что в ближайшее время мы вдруг захотим накинуть себе десяток-другой годков и дружно откажемся от окрашивания волос. Но очевидно одно: моде и старости придется найти общий язык, хотя бы потому, что все мы когда-нибудь постареем. Что, впрочем, не достаточная причина, чтобы отказываться от любимого цвета, длины, кроя, аксессуаров или яркого макияжа.

Автор - шеф-редактор журнала «Теория моды»