На экраны выходит новый фильм с Томом Хэнксом

В «Капитане Филлипсе» его герой сталкивается с сомалийскими пиратами
wdsspr.ru

Это увлекательное кино, которое осознанно отказывается от развлекательности и добивается сопереживания

Жил отважный капитан по фамилии Филлипс. О своей отваге он, впрочем, до поры до времени не подозревал: ни тонуть, ни погибать среди акул не доводилось. Ведь жил он в безопасном XXI веке. Водил грузовые суда, зарабатывал деньги, растил детей, дожил до седых волос. Но однажды его корабль атаковали пираты, и капитану Филлипсу пришлось узнать самого себя с неожиданной стороны: как простого американского героя.

История, рассказанная британским режиссером Полом Гринграссом в новом фильме, разворачивается в настоящем времени. Пираты не романтические головорезы в ботфортах и широкополых шляпах, а неопрятные полуголые сомалийцы с фанатичным блеском в глазах и автоматами наперевес. Для Гринграсса «здесь и сейчас» (даже если действие разворачивается у берегов Африки, эффект присутствия поразительный) - позиция принципиальная. Это основа его эстетики и этики. Причем вне зависимости от того, снимает он в Европе или Штатах, с маленьким бюджетом «независимого» фильма или на голливудские немереные деньги. Метод игрового кино, близкого к документальному, был впервые ярко заявлен автором в «Кровавом воскресенье», получившем «Золотого медведя» на Берлинале, а потом подтвержден в двух шпионских боевиках о бывшем спецагенте Борне и самом радикальном проекте Гринграсса - фильме об упавшем самолете 11 сентября 2001 года «Потерянный рейс». Но «Капитан Филлипс» - кажется, первый случай, когда режиссера может всерьез заметить и Американская академия, причем не только в части «технических» номинаций.

Сюжет картины декларативно прямолинеен. Самые важные сцены - штурм пиратами корабля или захват самого Филлипса в заложники - сняты и вовсе в режиме реального времени. Мастерство английского оператора-виртуоза Бэрри Акройда, снимавшего некоторые из лучших фильмов Кена Лоуча и «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу, достигает новых, невиданных высот: даже в те моменты, когда на экране ничего не происходит и ничего не видно (в трюме темно), оторваться от него невозможно. Из этого, однако, не следует, что цель Гринграсса - фиксация ряда событий и ничего сверх того. За событийным каркасом ощущается идея: увлекательное кино, которое осознанно отказывается от развлекательности и добивается сопереживания.

Если считать апогеем современного американского масскульта сверхприбыльную серию картин о пиратах Карибского моря, то «Капитан Филлипс» находится на противоположном полюсе. Приключения Джека Воробья не в последнюю очередь привлекают миллионы фанатов моральным релятивизмом, обаянием небезупречности: воруя и даже убивая, герой Джонни Деппа (а именно он, по всем опросам, является самым привлекательным компонентом «пиратской» франшизы) остается неизменным любимцем публики. Гринграсс, наследующий дидактической стезе старого голливудского кино, дает отпор пиратам-симпатягам. Он твердо заявляет: зло должно быть показано непривлекательным - и на экране оно обязательно будет наказано. Любой ценой, но лучше всего (поскольку это наиболее наглядно) ценой самопожертвования.

Эта христианская идея находилась в центре и «Кровавого воскресенья», и «Потерянного рейса», но в «Капитане Филлипсе» нашла свое идеальное воплощение в герое Тома Хэнкса. Один из главных американских актеров, чьи значимые появления всегда были связаны с утверждением важных моральных идей, будь то «Филадельфия» или «Форрест Гамп», недаром был избран когда-то Стивеном Спилбергом на роль «спасающего рядового Райана». Теперь, по прошествии многих лет, весь мир спасает капитана Филлипса. А тот, отдав себя в жертву ради спасения экипажа, фактически бездействует - и в то же время страдает от лица всего цивилизованного человечества. За такое не жалко и третьего «Оскара» дать.

С 5 декабря в кинотеатрах города