Эдуард Дорожкин: Опасное ускорение
Как онлайн-шопинг убивает высокие понятия
Люди, которые знают об этом предмете значительно больше, чем я, утверждают, что «нынешняя молодежь», представьте себе, «почти не интересуется сексом». Здесь, конечно, есть спасительное «почти»: если сравнивать с загулами семидесятых-восьмидесятых, когда девушки и вино выполняли важную гражданскую функцию, сублимирующую, любой Содом и Гоморра покажется елкой в Государственном Кремлевском дворце. Но я вполне допускаю мысль, что таки да, подустало общество, разленилось: не дождешься нечаянного поцелуя, не получишь, хоть вообще не закрывай электронный почтовый ящик, «Я к вам пишу - чего же боле?». Собственно, процесс дегероизации высоких понятий, девальвация когда-то очень воодушевлявших предметов и затей очевидны во всей сфере потребления.
Вот и большой любитель высшего мужского разряда Сандуновских бань, видный знаток и критик современных нравов, французский писатель Фредерик Бегбедер с галльским шармом скорбит на могилке печатных, «живых» книг. Но книга погибла не одна - в могилу с ней, похоже, уходят весьма достойные занятия. Это такой второй акт балета «Жизель» - столько достойных людей одновременно на кладбище!
Дорогу туда мы проторили себе сами. Разве не радовались мы, когда появилось то, что называется противным (как все, впрочем, в интернете) словом «онлайн-шопинг»? Вот оно, облегчение! Но одно дело - заказать «за один клик» сковородку, этот прогресс кажется вполне естественным. Настоящий переворот произошел, когда в виртуальном мире стало возможно обрести вполне реальную, скажем, Chanel. Тут выяснилась забавная подробность. Великие дома моды всегда тщательно культивировали феномен бутика, собственно Дома, вокруг которого выстраивали остальную мифологию, - и вдруг этот центральный камень в фундаменте оказался никому, ну или почти никому, не нужен. Ну и что, что рю Камбон? Сумка-то одна и та же, что на рю Камбон, что на экране мини-айпэда. Так вещи зажили своей, не связанной с волей их создателя жизнью, вырвались из плена легендарики авеню Монтень и Фобур-Сент-Оноре. Жирную точку в той, допотопной истории потребления товаров и услуг класса люкс поставило закрытие парижского Ritz'а, а за ним и уничтожение одной из самых модных во всех смыслах этого слова гостиниц мира - Plaza Athenee. А ведь еще жив швейцар, каждое утро открывавший дверь в комнату для завтраков перед Марлен Дитрих, жившей в доме напротив! Время опасно ускорилось.
Пересмотру подверглось и понятие подарка. Интересно, много ли среди нас таких, кто устоял от соблазна заменить хлопотный, соглашусь, но оттого и приятный, оттого и важный процесс подыскивания подарка на банальный «подарочный сертификат» - еще одно грандиозное изобретение маркетологов, принявшее характер чумной эпидемии. Опять ломать голову, что купить? Зачем? Ведь есть сертификат. Мне-то кажется, что менее лицемерно было бы дарить просто деньги. Думаю, что вскоре так и будет: человечество уверенно движется к глобальной монетизации.
Вокруг новых мифов - как в свое время вокруг мифа о бутике-Доме - тоже возникает жизнь. Это неизбежность развития, если понимать развитие в философском смысле - как всякое движение относительно точки покоя: налево, направо, вверх, вниз, вперед, назад. Вот и интернет-магазин asos.com по случаю распродажи приглашает на вечеринку с диджеями. Выходить из дома, конечно же, не требуется - это было бы слишком решительное предложение: веселье будет происходить онлайн. Получается такой привычный conference call, только с миксами. Устроителям не откажешь в таланте: вечеринку они назвали «домашней».
Таков расклад сил, и я не удивлюсь, если в словах моих знакомых о молодежи есть здравое зерно. Думаю, положение может исправить только, подчеркиваю, только выпуск соответствующих сертификатов.