Вполголоса: Владимир Юровский совершил «Обыкновенное чудо»

Владимир Юровский/ Вячеслав Прокофьев/ ИТАР-ТАСС

На каникулах со сцены Зала имени Чайковского при полном аншлаге прозвучало нетипичное для академической сцены произведение - мюзикл Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо». Дирижером выступил Владимир Юровский: он подготовил проект при благородном участии младшего друга Гладкова - композитора Андрея Семенова, выступившего в роли рассказчика и режиссера.

Вот уже третий раз Юровский исполняет музыку автора «Бременских музыкантов» на филармонической сцене: мы помним и авторский концерт композитора, и музыку его балета «Вий», которую Юровский включил в программу классических русских кикимор. Это удивительно, но не потому, что кто-либо сомневался в таланте и уровне Гладкова, просто он всегда воспринимался как эстрадно-прикладной, а отнюдь не филармонический композитор.

Однако критерии меняются: Гершвин и Бернстайн, тоже писавшие мюзиклы, зачислены в разряд классиков. Киномузыка попадает в филармонические программы и не позорит их: вспомним гастроли Чикагского оркестра с «Леопардом» Нино Роты. Усилиями «Кронос-квартета» классиком стал Джими Хендрикс. А самый показательный пример - Астор Пиаццола, чья музыка с равным успехом звучит в городских камерных залах и пригородных электричках. У созданий Геннадия Гладкова нет никаких причин не прыг-прыг-прыг-прыг на тот же насест.

Владимир Юровский и Госоркестр имени Светланова мастерство выказали универсальное: в эпизодах с битом Юровский не дирижировал ритм-секцией, а присоединял к ней - не все симфонические дирижеры так умеют - другие группы оркестра. Это не скрыло факта, что «Обыкновенное чудо» - произведение генетически неудачное: мюзикл вырос из фильма с непоющими главными актерами, отчего лирическая линия заслонена характерной. У романтических героев нет полноценного дуэта, тогда как многочисленные зонги (вроде номеров Короля, прозвучавших в блестящем исполнении Вячеслава Войнаровского) представлены в роскошном избытке. И все же негромкий пафос заключительной песни («давайте вполголоса»), характерный для брежневских времен, пришелся впору и сегодня. И то, что сам Владимир Юровский в этом номере (когда он пелся на бис) присоединился к хору, объяснимо не одной лишь ностальгией, но и чуткостью к настроениям времени.