Людмила Алябьева: Интимное место

Что общего между гардеробом и словарем

В романе Кристин Орбэн «Шмотки» главная героиня Дарлинг замечает: «Любовь - ничто без созданного ею экранного образа, без киношки в голове и шкафу». «Киношка в шкафу» - это те сценарии, которые содержимое нашего гардероба позволяют нам воплотить в жизнь. У кого-то их бесконечно много, а кто-то вообще предпочитает один и тот же сценарий, покупая семь одинаковых рубашек, водолазок или джинсов на каждый день. А поскольку наша экзистенция состоит из довольно ограниченного количества сценариев, в которых одежда играет не последнюю роль, то стоя перед распахнутой дверцей гардероба, мы, получается, определяем нашу жизнь как минимум на несколько шагов вперед. Поэтому строгий костюм и собрание на работе, треники с олимпийкой на утренней пробежке, маленькое коктейльное платье и дружеская вечеринка неплохо друг с другом сочетаются. Другое дело, если вам захочется пошутить или даже ругнуться, используя язык костюма, то есть устроить одежный бунт или просто одеться не к месту.

Платяной шкаф выступает в роли архива, где хранятся важные документы прошлого, или сундука с приданым, откуда со временем можно извлечь новые «я»

Переживая ежедневную муку под кодовым названием «что же мне надеть», обращаясь к словарю своего платяного шкафа, мы пытаемся подобрать слова для наиболее адекватного выражения своего «я» и общения с себе подобными. Иными словами, гардероб - библиотека человека, место, где раскрывается многообразие его личности. Роли, которые играют люди в повседневной жизни, их вкусы, потребности, принадлежность к социальным и культурным группам - все это можно увидеть, стоит открыть дверцы гардероба. Особое значение имеет не только то, что мы носим сейчас, но и то, что по каким-то причинам «перешло в пассив», было забыто на дальних полках. В такой ситуации платяной шкаф выступает в роли архива, где хранятся важные документы прошлого. Или сундука с приданым, откуда со временем, учитывая цикличность моды, вполне можно извлечь новые «я». Модные консультанты настроены решительно и рекомендуют избавляться от ненужного хлама, то есть от вещей, которые нам или больше не подходят, или маловаты, или не по возрасту. Тем не менее для многих «выбросить это немедленно» - совершенно нереализуемая задача, а требование отказаться от кофточки или пиджака (да, мужчины на поверку гораздо большие ретрограды и плюшкины, чем их подруги) оборачивается настоящей катастрофой, актом вандализма по отношению к самим себе.

Безусловно, советы гардеробных гуру небесполезны: следуя им, вы освободите значительную часть платяного шкафа для новых одежных авантюр. С другой стороны, забыть о платье, в котором вы бегали на первое свидание с будущим мужем, или линялой футболке, в которой вы ходили на рок-концерт любимой группы, не так-то легко. Наши отношения с вещами зачастую слишком интимны, чтобы решительным жестом, как призывают эксперты, «подарить новую жизнь своему гардеробу, выбросив одежду, в которой вы больше не выглядите или не чувствуете себя великолепно». Может, оно и так, но великолепием наша жизнь не ограничивается.

Возвращаясь к аналогии между гардеробом и словарем, хотелось бы добавить, что нередко, запрятав какую-то вещь в недра шкафа, мы больше никогда не решаемся произнести эти «слова» и предпочитаем держаться привычных цветов и фасонов, как мантру, ежедневно повторяя одни и те же слова и выражения. Случается, правда, что мы выбиваемся за пределы избранного сценария, к примеру, когда едем на каникулы и получаем возможность вырваться из повседневности и примерить что-нибудь непривычное на «планете Отпуск». Исследование британского исследователя истории костюма Софи Вудворд, основанное на многочисленных интервью женщин разных возрастов, показало также, что некоторые дамы время от времени покупают вещи, которые они никогда и ни при каких обстоятельствах не наденут на люди, но между гардеробом и внешним миром существует еще и домашнее пространство, где вполне можно надеть ультракороткое платье и накрасить губы ярко-красной помадой. Как минимум для воплощения «киношки в голове и шкафу».

Автор - шеф-редактор журнала «Теория моды»