Михаил Горбачев: Сам себе занос

Совет профессионала: выйти из заноса без потерь

Только подумал сбавить скорость - и в тот же момент машину кинуло поперек дороги. И это на 50 км/ч, но для данной ситуации это небезопасная скорость!

Обычно большинство водителей надеется на то, что в занос не попадут. Однако эта наивность не может защитить от неприятностей на зимней дороге со скользким покрытием. Вот водитель Михаил, он ведет свою малолитражку Mercedes A-Class по зимней загородной дороге. Под колесами - ледяная колея. Только подумал, что нужно сбавить скорость, - и в тот же момент машину кинуло поперек дороги. И это на скорости 50 км/ч, но, увы, для данной ситуации это небезопасная скорость! Что было дальше? Молниеносный поворот руля в сторону заноса с плавным отпусканием педали газа. Несколько точнейших движений рулем вправо-влево, и колеса машины снова в колее. Пронесло!

Откуда мне известны все мельчайшие подробности этого недоразумения? За рулем был я сам. Я проворонил начало ледяной колеи и вовремя не сбросил скорость. Мой уровень вождения оказался выше коварства ледяной колеи. Но есть серьезная проблема: обычно водитель, который мог оказаться на моем месте, уверен, что ему просто не повезло, потому что машину крутануло на скользкой дороге и так может случиться с каждым.

Осторожный водитель думает по-другому. Он потренировался на площадке и умеет сам создавать занос или снос автомобиля. Значит, для него не проблема в любой момент прервать занос, а главное, он знает, как вести машину на скользком покрытии, чтобы не терять управление. Он знает, как рулить в гололед. Максимально плавно и мягко, стараясь поворачивать руль на минимально возможный угол. То есть рулим очень осторожно, чтобы не вызвать занос, а уж если он случился (а рано или поздно это произойдет - чудес не бывает!), рулим решительно, резко, буквально обрываем занос быстрыми поворотами руля. Чтобы лишний раз не спровоцировать занос, так же плавно и мягко требуется обращаться с педалью газа.

А что делать, если занос все-таки случился? Большинство серьезно скажет, что руль нужно вертеть в сторону заноса. В принципе верно, только одновременно нужно молниеносно повернуть голову в сторону дороги, то есть посмотреть туда, где вы намереваетесь оказаться! Без этого стабилизировать машину на дороге не получится. Движения рулем в сторону заноса должны быть максимально резкие, а возвращать руль обратно можно чуть медленнее, но тоже очень быстро. Главное - возвращать руль сразу! Зависнуть с рулем, повернутым в сторону заноса, - плачевная ошибка, которая приведет к возникновению ритмического заноса с возрастающей амплитудой и полной потерей управления автомобилем. Не помог сразу такой резкий поворот руля в сторону заноса - не беда: повторите это движение несколько раз, как это сделал я, занос исчезнет, а машина обретет желаемую ориентацию в пространстве, и вы продолжите движение по дороге.

Еще один важный момент заключается в том, как работать педалью газа в момент самого заноса. На ровной скользкой дороге на переднеприводнике в момент молниеносного поворота руля в сторону заноса я никогда не отпускаю газ - пусть передние шины помогают вытягивать машину. На заднем приводе и на полном я плавно отпускаю газ. Надеюсь, что те водители, которые прочли эту колонку, в подобные неприятности не попадут, а если и попадут, выйдут из них без потерь.

Автор - автогонщик, дизайнер гоночных трасс и автодромов