Эдуард Дорожкин: Халат грядущего сезона

Почему люди разучились одеваться

Во времена моего детства в определенных кругах было в ходу выражение «Мне это лениво». Совершенно безграмотное, оно и употреблялось исключительно в шутку. Ровно так же, не всерьез, говорили, чаще всего уже изрядно приложившись к рюмочке, «сделайте мне красиво». Так вот, и производителям моды, и тем, кто потребляет ими произведенное, сейчас лениво сделать красиво.

Мир погрузился в больной сон, с кошмарами типа кроссовок под брючный костюм и кардинальскими кейпами в закрытом помещении

Поясню. Среди самых читаемых, вернее, просматриваемых публикаций в глянце лидируют те, которые сделаны на злобу дня, составлены из фотографий реальных людей, а не моделей. Сотрудники отделов моды или светской жизни не спят ночей, при свете редакционной лучины вглядываясь в клатчи, в «брюлы» и прочие «цацки», в часы, в туфли, платья и кашемиры подопытных персонажей, выискивая намечающиеся и уже отжившие свое тренды. Это не мода, какой видят ее дизайнеры одежды и аксессуаров, а мода, которая существует на самом деле. И именно она, а совсем не фотоотчеты с показов, становится кодексом для тех, кто только собирается в светские девушки.

Мое впечатление - это мода после бомбежки. Девушки, срочно переодеваться, обратно за букварь! Только ленью похлеще обломовской я могу объяснить шествие по московским салонам пугал в коротких зеленых юбках, розовых колготках и белых кедиках - а ведь этот, с позволения сказать, «лук» некоторые издания объявляют образцовым. В городе Ельце, где я рос, так одевались умалишенные женщины, очень независимые, просившие подаяния у Мясного рынка: в провинции до сих пор встречаются добрые сердца, а тогда пропасть человеку и вовсе не давали, помогали чем могли, поддерживали всем миром, соборно.

Какое-то всеобщее усыпление сделало возможным ситуацию, когда великий итальянский Дом выпускает коллекцию платьев с принтами, повторяющими феминистские плакаты 1950-1960-х годов. Мне было бы интересно поговорить с многочисленными дамочками, обрядившимися в этот шутовской реквизит, - они, жительницы «Корабельных сосен», на лето перемещающиеся в Форте-дей-Марми, вообще знают, о чем идет речь, как зарождался феминизм, его цели и проч. Насколько они, живущие целиком и полностью за счет своих мужей, разделяют идеологию феминизма?.. Мне иногда кажется, что именитые модельеры решили, что надо бы пожить жизнью тех людей, для которых они шьют, - а значит, расслабиться, отдохнуть. Вот и дизайнеры решили вздремнуть, отправились в спальню.

Еще пара сезонов, и нормой станут пижамы вместо вечерней одежды (если уже не стали; но все-таки и в Москве, и в Санкт-Петербурге особенно есть очаги жесточайшего сопротивления: дам, пришедших в свет не из ПТУ, а находящихся там по праву рождения или профессии, так быстро из седла не выбьешь), часы без стрелок (нужны ли еще какие-то доказательства грибоедовского счастья?) и слиперсы - тапочки «на выход», которые стремятся сбросить с корабля современности приличествующую случаю изящную обувь. На этом фоне кудесники из Maison Martin Margiela, выпустившие Lazy Sunday Morning, «аромат позднего пробуждения, сырников, солнца и постельного белья», кажутся сущими детьми. Какое позднее пробуждение? Весь мир погрузился в больной, с кошмарами типа кроссовок под брючный костюм и кардинальскими кейпами в закрытом помещении, сон - а они все еще поют свою романтичную «Пора, красавица, проснись!». Смешно! Истинные модницы уже небрежно надкусывают помидор для того, чтобы поставить максимально безобразное пятно на видавший виды халат - вечерний костюм грядущего сезона, а некоторые энтузиасты по-прежнему выискивают изящные силуэты, черные, белые, серые ткани, роются в бархате и органзе, чтобы творить никому не нужную подлинную красоту.

Продавцам лень создавать одежду, покупателям лень тратить время на костюмы. Не пора ли это признать и упразднить отделы моды и перестать играть в стиль? Потому что, знаете ли, мне тоже лениво красиво доказывать очевидное.