В Бельгии открылся новый музей Второй мировой войны

У тех, кто едет из Люксембурга в Брюссель, появилась причина задержаться в городке Бастонь

В память о «Дне Д»

В этом году отмечается годовщина еще одного важного события Второй мировой - 70 лет со дня высадки союзных войск и открытия второго фронта. В Нормандии по этому случаю проводится целый ряд мероприятий. Секретный госпиталь 15 апреля откроется для посещения бывший немецкий госпиталь, вырытый в известняке в районе города Фекан. Помещение площадью 2300 квадратных метров можно обследовать с фонарем в руках и с аудиоэкскурсией в наушниках. Реконструкция боев В Музее августа 1944 года в замке дю Тайи (Дюклер, департамент Приморская Сена) можно будет посмотреть реконструкцию лагерей немцев и союзников. В парке замка будут инсценированы бои. Всего в реконструкции примут участие около 250 человек и 80 единиц боевой техники времен войны. Подземный ход Атлантический вал - это цепь укреплений, которую немцы начали сооружать в 1940 году вдоль европейского побережья Атлантики. 1 апреля открылся один из участков этих укреплений - подземная галерея, которая ведет в два помещения командования немецкой армии. le70e-normandie.fr.

Реконструкция кафе в Бастони, которое оказалось в зоне бомбардировок

Дорогу автобусу перегородили арденнские егеря с головой вепря на беретах, и один из них даже заглянул внутрь - убедиться, что злоумышленников среди нас нет. И хотя мы направлялись на открытие Военного музея в Бастони, проверка на въезде не была театрализованным представлением: бронетранспортеры с пулеметами охраняли бельгийских вице-премьера и министра обороны, а также американского посла, приглашенных перерезать красную ленточку.

С крыши соседнего с музеем Мардассонского мемориала в память об американских солдатах, убитых, раненых и пропавших без вести во время Арденнской операции (или, как ее называют американцы, Battle of the Bulge - Битвы за выступ), на меня сурово посматривали снайперы, не очень довольные наведенным на них объективом. Построенный в 1950-х мемориал посещало по 300 тысяч человек в год, и вот теперь рядом с ним появился новый двухэтажный музей, напоминающий очертаниями пятиугольную полевую палатку.

«Я думаю о десятках тысяч американских солдат, отдавших свои жизни в боях Арденнской операции», - начал торжественную речь мэр Бастони Бенуа Лютген, который наконец-то дождался открытия музея после шести лет строительства, обошедшихся Евросоюзу в 8,6 млн евро. Зал, где выступал Лютген, был оформлен под ставку союзного командования в южной Англии. Это начало экспозиции, здесь посетители видят, как в 1939-1943 годах по Европе расползались войска гитлеровской коалиции, как открывался Западный фронт.

Немецкое наступление в Арденнах, начавшееся 16 декабря 1944 года, было отчаянной попыткой Гитлера изменить ход Второй мировой войны и поднять в войсках сильно пошатнувшийся боевой дух. Фюрер считал союзную армию послабее Красной и пошел ва-банк на Западном фронте. Наступление, хоть и захлебнулось после девяти дней тяжелых боев, застигло американцев врасплох и стало для них одним из самых кровавых сражений Второй мировой. К 70-летию этого события и приурочено открытие музея.

Но не только о Битве за выступ идет в нем речь. Экспозиция разбита на три части: первая посвящена зарождению экстремистских движений в Европе. Вот, например, плакат, агитирующий вступать в Валлонскую дивизию СС на борьбу с большевизмом, листовка католической церкви, призывающая покаяться примкнувших к коллаборационистскому движению REX, и биография его основателя, журналиста Леона Дегреля, которому Гитлер сказал: «Если бы у меня был сын, я бы хотел, чтобы он был как ты». Вторая часть рассказывает о жизни Бельгии при оккупации. Здесь имеются автограф Муссолини, обмундирование, вооружение и танк «М4 Шерман». Третья, самая, на мой взгляд, живая, погружает в гущу событий. С помощью 3D-технологии Scenovisions она дает возможность ощутить себя в траншее рядом с солдатами во время боя в арденнском лесу или быть застигнутым в небольшом кафе бомбардировкой Бастони. Когда зал заволакивает дымом, сцена с кафе поднимается вверх, и зрителям открывается сцена в погребе, где прячутся жители.

По замыслу организаторов, посетитель глядит на все происходящее как бы глазами четырех персонажей. Каждый из них: капрал 101-й Воздушно-десантной дивизии США, лейтенант 26-й немецкой Народно-гренадерской дивизии, учительница из Бастони и 13-летняя школьница - рассказывает (через аудиогид), каково ему или ей приходилось при том или ином повороте событий. Потом я узнал, что у школьницы есть реальный прототип, ее зовут Луиза Мостад, ей сейчас 80 с лишним, и она до сих пор живет в Бастони. А на открытии был и другой участник событий тех дней - американский ветеран Серджио Моирни, который плакал во время выступления, с трудом подыскивая слова. Во время сражения он был ранен, сутки пролежал в воронке, и его, сильно обмороженного, перевозили из одного полевого госпиталя в другой, пока бельгийская медсестра не взялась его выходить. А дальше между солдатом и медсестрой вспыхнула любовь, Серджио женился и так и остался в Арденнах.

Но самое большое впечатление производит витрина с вещами жителей Бастони. Розовое одеяло, в которое завернулась выбегавшая из разбомбленного дома женщина. Гросбух лавочника, пробитый снарядом. Мишка, который чуть не стоил жизни американскому солдату: по просьбе мальчика он спустился за игрушкой в подвал, а когда выходил, ему в голову попала шрапнель (солдат был контужен, но выжил).

У тех, кто едет из Люксембурга в Брюссель, теперь есть веская причина задержаться на полдня в идиллическом, несколько сонном городке Бастонь. Да, и не забудьте купить в музейном магазинчике историю Арденнской операции в комиксах - на родине Тинтина на них помешаны даже взрослые.

bastognewarmuseum.be.