В Пушкинский музей привозят Боттичелли, Лотто и других старых мастеров

Редкая возможность увидеть сразу 58 картин почти трех десятков художников
Алессандро Боттичелли. История Виргинии. Около 1500-1510

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. Около 1488

Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» - одна из двух больших выставок старых мастеров, намеченных в ГМИИ им. Пушкина на этот год (вторая откроется летом, привезут собрание князей Лихтенштейн). И тот редкий случай, когда итальянское искусство XV-XVI веков, в российских музеях почти не представленное, покажут не отдельными работами, а внушительной подборкой из 58 картин почти трех десятков художников. Благодаря капитальному ремонту Академии Каррара, который продолжается уже пять лет, собрание музея путешествует по миру. «Пятница» выбрала пять наиболее значимых художников выставки и рассказала о них через привозимые картины.

Сандро Боттичелли

Любимец публики Боттичелли будет представлен тремя полотнами. Полутораметровая «История Виргинии» (драматический сюжет древнеримской легенды повествует, как отец убил собственную дочь, спасая ее честь) демонстрирует умение выстраивать масштабные многофигурные композиции, в которых смешаны люди, кони и архитектура. Джулиано Медичи, которого Боттичелли писал неоднократно, - совершенный образец ренессансного портрета с его характерным вниманием к личности, тонкими цветовыми сочетаниями, точным рисунком и ощущением пространства, наполненного воздухом. Третья работа Боттичелли - «Благославляющий Спаситель» - хоть и написана на религиозный сюжет, однако наклон головы и развевающиеся волосы Спасителя неизбежно напомнят зрителю о любимом женском типаже художника.

Джованни Беллини

Бергамо в эпоху Ренессанса входил в состав Венецианской республики, так что в собрании Академии хорошо представлена именно венецианская школа живописи. К ней относится и «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини. В том, как выписаны насыщенные кобальтовые одежды Мадонны, видно то почти телесное восприятие цвета, которое было присуще венецианцам и которое разовьют ученики Беллини Джорджоне и Тициан.

Антонио Пизанелло

Еще один представитель Раннего Возрождения на выставке, причем прославившийся не только как художник, но и как медальер. Это хорошо заметно в строгом профиле герцога Лионелло д'Эсте, портрет которого художник написал уже в зрелом возрасте. В отличие от появившейся в это время новой ренессансной традиции использовать в качестве фона пейзаж, у Пизанелло за спиной героя вьются декоративные цветы. Превращать задник изображения в плоский расшитый ковер любили в Средневековье - Пизанелло был поклонником рыцарской культуры и сохранял в своей живописи некоторые готические черты.

Пьетро Перуджино

Перуджино был учителем Рафаэля и одним из декораторов Сикстинской капеллы. Его «Рождество Христово» - образец алтарной живописи Раннего Возрождения. Сцена, помещенная в пейзаж, строго симметрична и весьма условна, изображение животных под ренессансными колоннами кажется немного наивно-неумелым, но глубокая перспектива выдает руку мастера.

Лоренцо Лотто

За Позднее Возрождение на выставке отвечает Лоренцо Лотто. Его выставка уже была в ГМИИ полтора года назад, а сейчас в Москву привозят четыре работы, написанные художником в Бергамо, и в их числе «Мистическое обручение святой Екатерины». Венецианец по рождению, Лотто легко узнается по сочным и ярким цветовым сочетаниям. Один из современников даже ругал его за «дурные краски», которые не сливались гармонично, как у Тициана, а обладали собственной индивидуальностью. Образ написан по частному заказу для дома семейства Бонги - отсюда ковер в качестве фона и портрет заказчика на заднем плане.

29 апреля - 27 июля, arts-museum.ru.