Михаил Горбачев: Москва пока не стала велосипедным городом

Как радостно и беззаботно жмут на педали велосипедисты, подставляя лица весеннему ветру! Картинка из детства стоит перед глазами. А если приехать в центр города на машине, удобно встать на подземной парковке, достать из багажника или взять напрокат легкий и удобный велик и с удовольствием покататься по центру, сделав все нужные дела. Но если мы хотим видеть в столице таких жизнерадостных велосипедистов, то пусть будет все цивилизованно: пусть едут по специальным дорожкам. Как это принято в «велосипедных странах».

Но вот беда: Россия не велосипедная страна. Во-первых, потому, что еще сильны стереотипы прошлых лет. Например, такой: «бедный - на велосипеде, побогаче - на мотоцикле, буржуй - на машине». Во-вторых, потому, что ездить по нашим улицам велосипедистам просто опасно. Ведь для них нет места. Хотя новые правила и призывают не только замечать, но и пропускать велосипедиста, но когда это дойдет до сознания водителей - большой вопрос. Особенно это касается водителей, поворачивающих направо или налево. Главное, что должен уяснить россиянин, берущий напрокат машину в Европе: пропускать велосипедистов - это закон. Особенную осторожность, вплоть до полной остановки машины, нужно проявлять при повороте направо. Потому что велосипедисты неожиданно на полном ходу выныривают из-за припаркованных у тротуара автомобилей. И многие не намерены утруждать себя тем, чтобы убедиться, пропускает ли их водитель автомобиля. Знают, что в своем праве.

Сегодня катание на велосипеде в Москве - это просто аттракцион для активных людей, жителей и гостей столицы, и трасса есть - от университета по специальной велодорожке в Парк культуры и обратно. Вот если бы их стало больше. На бумаге так и есть: теперь понятие «велосипедная дорожка» включено в ПДД и знаки соответствующие имеются. Только не совсем ясно, как и где ее делать. Одни кричат, что по краю проезжей части, но велосипеды обязательно отгораживать от автомобилей. Чуть ли не барьером или хотя бы столбиками, для их же безопасности. Другие не согласны с тем, что у автомобилистов снова (сначала это было сделано для общественного транспорта) отберут часть проезжей части. Ваш покорный слуга относится к третьей группе граждан, считающих, что велодорожки должны проходить по краю тротуара. Тогда защитой для двухколесного транспорта будет естественный, уже имеющийся бордюр.

Потребуются еще и светофоры для водителей этого транспорта, а сами велосипеды должны быть оборудованы соответствующим образом: иметь звонок, фонарь спереди и сзади, катафоты на спицах. Я поддерживаю идею запретить ездить в наушниках под музыку и без шлема, а еще ввел бы «велосипедные» права. А что? Уже дана отмашка сотрудникам ДПС проверять велосипедистов на содержание алкоголя в крови. И это правильно. А если сам когда-нибудь выеду на улицы Москвы на велосипеде, то буду в специальном костюме и не забуду о противогазе. Улыбаетесь? Напрасно. Спросите у любого мотоциклиста, какого цвета вода стекает с него в вечернем душе после дневной поездки по делам.

Автор - автогонщик, дизайнер гоночных трасс и автодромов