В Россию едет настоящий Black Sabbath

Группа впервые выступит у нас в своем лучшем составе - с Оззи Осборном
AFP/ East News

Выступление Black Sabbath в «Олимпийском» формально нельзя назвать премьерой - впервые группа приехала в Россию еще в 1989 году и провела здесь почти месяц, играя в Москве и Санкт-Петербурге по два концерта в день (ансамбль смог собрать у нас стадион 25 раз кряду). Однако поклонники группы в основном относятся к предстоящему концерту именно как к премьере. Дело в том, что четверть века назад из оригинального состава в группе оставался один лишь гитарист Тони Айомми, актуальным материалом были песни с посредственного диска «Headless Cross», а место на авансцене занимал четвертый по хронологии вокалист Тони Мартин. Ныне ситуация иная: группа приезжает в своем лучшем составе (не хватает лишь барабанщика Билла Уорда), а прошлогодний альбом «13» оказался удачным: песни с него не затеряются в потоке классических хитов.

Чужие строчки Осборн поет так, как будто только что пережил описанные в них события

Многие изобретатели новых музыкальных жанров и направлений на определенном этапе карьеры испытывают влияние собственных последователей - не избежали этого и Black Sabbath. В свое время Тони Айомми, потерявший еще в юности два пальца левой руки, придумал опускать гитарный строй на несколько тонов вниз - таким образом струны оказывались натянуты менее туго, и их проще было зажимать протезами. Чисто механическая находка, однако, определившая звучание целого жанра: утробные, мрачные риффы в низком регистре приобрели популярность и у гитаристов со всеми пальцами. Тем не менее к 1980-м годам коммерческий тяжелый рок стал реже использовать риффы и чаще простые аккордные последовательности, на которые нанизывалась вокальная мелодия. Полюбив в какой-то момент этот нехитрый прием, Black Sabbath стали походить скорее на второсортных подражателей, чем на живых классиков жанра. Альбом «13» возвращает все на круги своя: это убедительная коллекция мощных, медленных и неотвратимых гитарных риффов в лучших традициях классических песен вроде «Sweet Leaf».

Плюс - в строй вернулся Оззи Осборн. После реалити-шоу «Семейка Осборнов» относиться к нему всерьез стало совсем трудно, но в этой истории он ключевая фигура: когда в конце 1970-х Black Sabbath заменили Оззи на Ронни Джеймса Дио, истинного мастера хеви-металиче­ского вокала, все сразу стало звучать скучно и однообразно. Осборн никогда не был великим певцом, у него довольно узкий диапазон и весьма специфический тембр - как будто певец надышался гелия, - однако в сочетании с жест­кими риффами Айомми все это работает безотказно. Кроме того, свои технические недостатки он сполна компенсирует разнообразием интонаций и предельно эмоциональной подачей: чужие строчки (большинство текстов на классических альбомах группы писал басист Гизер Батлер) он поет так, как будто не только сам их написал, но и только что пережил описанные в них события. Именно синергия Осборна и Айомми в свое время помогла ансамблю добиться успеха, а значит, настоящие Black Sabbath - не эрзац-копия и не сайд-проект - действительно впервые приезжают в Москву именно сейчас.

1 июня, olimpik.ru.