В Архангельском пройдет фестиваль «Усадьба. Джаз»

Бэнд из Нового Орлеана и норвежский фьюжн - в этот раз фестиваль впечатляет географическим размахом
Soileau Zydeco Band/ AP

Фестиваль «Усадьба. Джаз» в этом году поражает географическим размахом: на пяти сценах за выходные сыграют артисты из разных уголков мира: от Скандинавии до Южной Америки, от Индии до Израиля. Правда, израильский проект Balkan Beat Box (как видно из названия) играет музыку, которая пришлась бы ко двору в фильмах Эмира Кустурицы - сами музыканты называют ее «турбо-фолк». Зато индиец самый настоящий: Лакшминарайана Шенкар, тот самый, который в середине 1970-х подсадил на рагу (с ударением на первый слог) великого Джона Маклафлина и образовал вместе с ним акустический этно-фьюжн-проект Shakti.

Из Норвегии приедет, возможно, главный герой нынешнего фестиваля - выдающийся пианист Бугге Весселтофт, своим лысым черепом и курчавыми патлами вокруг ушей напоминающий сумасшедшего профессора. Когда-то Бугге начинал с фьюжна, то есть виртуозной смеси джаза и рока, но затем как будто осознал истинное значение этого слова (а fusion переводится с английского просто как «сплав», без лишних уточнений) и добавил в свою рецептуру массу других ингредиентов, прежде всего электронную музыку. Результат оказался невероятным: композиции, основанные зачастую на жестком, авторитарном ритмическом фундаменте и при этом не чуждые свинга и импровизации, - всамделишный звуковой оксюморон. На «Усадьбе. Джаз» Весселтофт сыграет концерт с собственным ансамблем, а затем еще и по­участвует в качестве гостя в выступлении постоянного резидента фестиваля, грузин­ской певицы Нино Катамадзе.

Отдельным блоком выступят музыканты из Нового Орлеана, образующие в этом году своего рода «фестиваль в фестивале», - им отдали на откуп всю программу сцены «Аристократ». С точки зрения истории музыки это, конечно, занятный казус - ведь трудно придумать менее аристократический музыкальный стиль: джазовая традиция Луизианы, подарившая миру Луи Армстронга и Фэтса Домино, зарождалась в злачных портовых кварталах Нового Орлеана. Сюда прибывали суда из Европы и Африки и приносили новые музыкальные веяния - от легкомысленных французских кадрилей до духоподъемных африканских госпелов, в кабаках звучал специфический новоорлеанский диалект «гамбо», а музыкальным сопровождением творившегося вокруг хаоса был бой бамбуковых барабанов, пассажи расстроенных салунных фортепиано и визг духовых в диксиленд-оркестрах.

Среди современных новоорлеанских ансамблей, приезжающих на «Усадьбу. Джаз», есть как традиционные проекты, занимающиеся креольским джазом (он же «зайдеко» - таков Soileau Zydeco Band Кита Фрэнка), так и более своеобразные группы - например Hot 8 Brass Band, смешивающий старинный новоорлеан­ский саунд с фанком и даже хип-хопом. Гвоздем программы в новоорлеанской части фестиваля станет костюмированное шоу от группы Congo Square Nation Tribe Дональда Харрисона, которая стремится воссоздать не только звучание луизианских оркестров ста-с-лишним-летней давности, но и атмосферу безумного мультикультурного карнавала, в которой существовала эта музыка.

14-15 июня, usadba-jazz.ru.