Статья опубликована в № 3627 от 10.07.2014 под заголовком: Ничего кавказского

Работы кавказских художников показывают в «Гараже»

«Без названия (местные из неотсюда)» - новая выставка «Гаража». Небольшая, вполне европейская, хотя о судьбах кавказцев
Гряда кавказских носов Таус Мухачевой, на аварском нос и гора - одно слово
«Гараж»

Большинство выставок, созданных параллельно с проходящей сейчас международной молодежной биеннале, представляют молодых художников. В Project Space «Гаража» - в малом зале, где обещано показывать российское и восточноевропейское искусство, а не западных звезд, - открыта выставка «Без названия (местные из неотсюда)», и двум из шести ее участников давно исполнилось 35 лет, формально отделяющих молодых от прочих. Зато куратору Андрею Мизиано до этого рубежа далеко.

Случай, когда молодой курирует старших, не часто выпадает. Но этот - счастливый. Выставка сделана разумно и аккуратно, показывает достойные внимания работы. Даже если не слышать пылкого вернисажного представления художников, исполненного Мизиано, все равно на выставке виден каждый участник, со своей историей, темой, болью и опытом ее преодоления.

Объединены авторы национальными проблемами, обусловленными их местом рождения - Кавказом. Говоря казенным арт-языком, у них проблемы с национальной идентичностью, хотя и не только.

Самая понятная и эмоционально сильная работа у Аслана Гайсумова - видеопортрет его бабушки, девочкой пережившей депортацию чеченцев, потом годы изгнания, возвращение на родину и две войны. Потрясает ее лицо - особенно чистое и бледное, словно отмытое до святости невидимыми слезами. И снята она так, что сердце сжимается, когда смотришь на эту ангелоподобную старую женщину, стоящую в своем доме, но смотрящую прямо в камеру не из нашего мира.

Отчасти проблема советского, хотя скорее восточного, происхождения есть у Баби Бадалова, родившегося в Азербайджане, уехавшего в Европу, где его сексуальные предпочтения никого не беспокоят. Следствием перемещений по миру у него стала лингвистическая сумятица, отразившаяся в артистичных коллажах, где рисунки и буквы разных алфавитов образуют нарочито трэшевую версию прихотливого восточного узора.

Учившаяся в Лондоне Таус Мухачева делает, и очень успешно, арт-карьеру именно на своей национальности - она аварка. Ее деревянные модели кавказских носов в натуральную величину - веселая, в общем, вещь, хотя не без сексизма. Совсем интернационально смотрятся умные и пластичные работы Нино Сехниашвили, сочувственное видео про бедных Мусы Гайворонского, медитативные фотографии Мгера Азатяна. Получается, чисто кавказских проблем нет и говорят о своем родившиеся вокруг Кавказских гор художники на чистом арт-эсперанто.

До 10 августа

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать