Работы кавказских художников показывают в «Гараже»

«Без названия (местные из неотсюда)» - новая выставка «Гаража». Небольшая, вполне европейская, хотя о судьбах кавказцев
Гряда кавказских носов Таус Мухачевой, на аварском нос и гора - одно слово/ «Гараж»

Большинство выставок, созданных параллельно с проходящей сейчас международной молодежной биеннале, представляют молодых художников. В Project Space «Гаража» - в малом зале, где обещано показывать российское и восточноевропейское искусство, а не западных звезд, - открыта выставка «Без названия (местные из неотсюда)», и двум из шести ее участников давно исполнилось 35 лет, формально отделяющих молодых от прочих. Зато куратору Андрею Мизиано до этого рубежа далеко.

Отчасти проблема советского, хотя скорее восточного, происхождения есть у Баби Бадалова, родившегося в Азербайджане, уехавшего в Европу, где его сексуальные предпочтения никого не беспокоят. Следствием перемещений по миру у него стала лингвистическая сумятица, отразившаяся в артистичных коллажах, где рисунки и буквы разных алфавитов образуют нарочито трэшевую версию прихотливого восточного узора.

Случай, когда молодой курирует старших, не часто выпадает. Но этот - счастливый. Выставка сделана разумно и аккуратно, показывает достойные внимания работы. Даже если не слышать пылкого вернисажного представления художников, исполненного Мизиано, все равно на выставке виден каждый участник, со своей историей, темой, болью и опытом ее преодоления.

Объединены авторы национальными проблемами, обусловленными их местом рождения - Кавказом. Говоря казенным арт-языком, у них проблемы с национальной идентичностью, хотя и не только.

Самая понятная и эмоционально сильная работа у Аслана Гайсумова - видеопортрет его бабушки, девочкой пережившей депортацию чеченцев, потом годы изгнания, возвращение на родину и две войны. Потрясает ее лицо - особенно чистое и бледное, словно отмытое до святости невидимыми слезами. И снята она так, что сердце сжимается, когда смотришь на эту ангелоподобную старую женщину, стоящую в своем доме, но смотрящую прямо в камеру не из нашего мира.

Учившаяся в Лондоне Таус Мухачева делает, и очень успешно, арт-карьеру именно на своей национальности - она аварка. Ее деревянные модели кавказских носов в натуральную величину - веселая, в общем, вещь, хотя не без сексизма. Совсем интернационально смотрятся умные и пластичные работы Нино Сехниашвили, сочувственное видео про бедных Мусы Гайворонского, медитативные фотографии Мгера Азатяна. Получается, чисто кавказских проблем нет и говорят о своем родившиеся вокруг Кавказских гор художники на чистом арт-эсперанто.

До 10 августа