Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 3627 от 10.07.2014 под заголовком: Виртуальный муж

Джонни Депп переселился в компьютер

В фантастическом триллере «Превосходство» (на самом деле «Трансцендентность» - Transcendence) герой Джонни Деппа переселяется в компьютер, но не спешит захватить мир, а мог бы
За героем Джонни Деппа нужен глаз да глаз
ВЕСТ

Несмотря на спецэффекты, бюджет в $100 млн и философическое название, «Трансцендентность» скорее семейная драма, чем фантастический триллер. Такие истории любят рассказывать психологи: муж стал слишком много времени проводить за компьютерными играми или в социальных сетях, жена пытается спасти отношения, но это непросто (а вдруг любимый изменился необратимо?!). Фантастическое допущение фильма лишь в том, что герой переместился в виртуальное пространство целиком и не по собственному желанию. Так сложились обстоятельства.

Доктор Уилл Кастер (Джонни Депп) был гениальным ученым. Вместе с любимой женой Эвелин (Ребекка Холл) и другом семьи Максом (Пол Беттани) он работал над созданием суперкомпьютера, который должен объединить всю информацию, накопленную человечеством, и превзойти совокупный интеллект всех когда-либо живших людей. Проект был близок к завершению, когда команду разработчиков атаковали экстремисты - новые луддиты, считающие технологии страшной угрозой. Лаборатории были разгромлены, а доктор Кастер ранен пулей с полонием. Но жена успела загрузить его угасающее сознание в компьютер, подключить к всемирной сети и в ответ на вопрос «Дорогой, где ты?» услышать жутковатое: «Везде».

С этого момента мог бы начаться триллер о супермозге, стремящемся к мировому господству (и зрители, видевшие рекламный ролик, ждут именно этого). Но сценарист-дебютант Джек Паглен уводит сюжет в сторону мелодрамы в духе, например, недавнего фильма Спайка Джонза «Она», где Хоакин Феникс влюблялся в операционную систему с голосом Скарлетт Йоханссон. Только теперь в виртуальном пространстве сидит мужчина и его сознание требует не праздных меланхоличных прогулок, а деятельного переустройства мира, о котором мечтала любимая. Надо построить в пустыне завод и работать, работать, работать, приближая человечество к новому эволюционному скачку.

Но логика жанра все-таки требует антиутопии. Супермозг неизбежно проявляет тоталитарные наклонности, экстремисты под предводительством крашеной блондинки (Кейт Мара) утверждаются в худших опасениях и привлекают на свою сторону ФБР (в лице Киллиана Мёрфи), а также бывших коллег гениального доктора. Пол Беттани и Морган Фримен (тоже друг семьи), глядя на компьютерного Джонни Деппа, печально качают головой и говорят: «Нет, это не наш Уилл», хотя Депп на плазменном экране такой же скучный, как на презентации своего проекта в начале фильма (а мог бы пошутить и переодеться Джеком Воробьем). Сомневается даже верная Эвелин, потому что, если муж постоянно измеряет уровень гормонов в крови жены, с мужем явно что-то не так.

А может, он просто заботится о тебе, Эвелин. Потому что во всей Вселенной, прошлом и будущем, нет ничего дороже. У супермозга даже есть чувство юмора. Он бронирует для Эвелин номер в отеле на фамилию Тьюринг - в честь автора знаменитого теста, участникам которого предлагается понять, с кем они разговаривают - с живым человеком или искусственным интеллектом. Тест Тьюринга и есть сюжет «Превосходства».

Увлечься этой историей мешает рыхлая, одышливая и лишенная фантазии режиссура Уолли Пфистера. Постановкой он занимался впервые, но имеет огромный опыт операторской работы, в том числе у Кристофера Нолана (который в этом проекте стал исполнительным продюсером). Тем обиднее, что фильм вышел неинтересным именно визуально: все эти жгуты проводов, датчики на голове, формулы на стене и бесконечные мониторы с бегущими цифрами для фантастического триллера такой же типовой реквизит, как самовар для пьесы Островского. Любимый спецэффект Пфистера - картинка, распадающаяся на пиксели, которые поднимаются вверх, как пепел в замедленной съемке. Это красиво, но, когда повторяется в пятый раз, отдает скорее занудством, чем визионерством. В итоге «Превосходство» выглядит любопытно придуманным, но не доведенным до ума проектом, в который удалось загрузить перспективные сценарные идеи, но на этапе их обработки случился сбой.

В прокате с 10 июля

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать