На фестивале «Усадьба джаз» в Петербурге сыграют свежие лауреаты «Грэмми»

Главными героями фестиваля «Усадьба джаз», который откроется завтра в Санкт-Петербурге, станут свежие лауреаты «Грэмми»
Snarky Puppy могут играть абсолютно в любом жанре/ snarkypuppy.com

Фестиваль «Усадьба джаз» в этом году проводится сразу в нескольких крупных российских городах - к середине июля очередь дошла до Санкт-Петербурга. В количественном отношении региональные версии «Усадьбы», разумеется, уступают московской - всего три сцены, всего три зарубежных хедлайнера, к которым по традиции прикован наибольший интерес, и всего один день взамен полного уикенда. Зато сам состав в этот раз подобрался на зависть: на основных сценах, похоже, не случится ни одного проходного выступления.

Главные герои - свежие лауреаты «Грэмми», многоглавый интернациональный ансамбль Snarky Puppy с нью-йоркской пропиской, получивший в начале года статуэтку в номинации «лучшее выступление в жанре r'n'b» за песню Something, записанную в компании соул-певицы Лейлы Хэтэуэй. Этот трек в самом деле чистой воды r'n'b; неспешный темп, джазовые гармонии, соло на духовых, неизменным фоном - прохладные аккорды электропиано Rhodes, плюс, конечно, чувственные вокализы фронтвумен, а на подпевках - еще три темнокожие дивы. Snarky Puppy вообще не чужды работам подобного рода - не случайно их регулярно привлекают к сессионной работе поп-звезды уровня Джастина Тимберлейка, Снупа Догга и Эрики Баду. Другое дело, что их репертуар, к счастью, куда шире - в отсутствие вокалистов (а на фестивале в Петербурге Лейлы Хэтэуэй не предвидится) музыка ансамбля превращается во всамделишный джаз-роковый ураган: бас и ударные свингуют в непредсказуемых размерах, электрогитара выдает мощнейшие риффы, а каждый захудалый инструмент в духовой секции как будто бы полагает себя как минимум трубой иерихонской. В сущности, Snarky Puppy напоминают группы, которые собирают для кассовых телешоу, отбирая туда лучших инструменталистов в зоне досягаемости - «по работе» им приходится озвучивать любой каприз гостей эфира (и, следовательно, владеть базовыми навыками всех на свете музыкальных жанров), в свободное же время ансамбль оттягивается и делает то, к чему у его участников в наибольшей степени лежит душа: в данном случае сводит воедино джаз, фанк, рок, хип-хоп и прочие образцы «качающей», основанной на груве музыки.

Иной пример джазового ансамблевого мышления демонстрируют другие хедлайнеры петербургской «Усадьбы джаз», октет Hypnotic Brass Ensemble. Это настоящая семья, в самом прямом смысле слова: группу образовали восемь единокровных братьев, дети джазового трубача и соратника Сан Ра Фила Корана, каждый - духовик-виртуоз. В основе здесь, соответственно, не высокотехнологичный фьюжн, а старообразная брасс-музыка, не нуждающаяся даже в подзвучке и прочем сценическом электричестве: Hypnotic Brass Ensemble с одинаковым успехом выступали на крупных фестивалях, в компании звезд вроде Деймона Албарна и рэперов из Wu-Tang Clan - и просто в переходе нью-йоркской подземки. Любой их концерт - эхо практически ежедневных домашних «сейшенов», которые музыканты устраивали в детстве под отцовским руководством: грув здесь хтонический, нутряной. Отсюда, наверное, и берется то ощущение гипноза, которое сопутствует этой музыке (и проницательно подчеркнуто в самом названии коллектива): если композиции Snarky Puppy вызывают восхищение, то треки Hypnotic Brass Ensemble скорее вводят в транс.

Наконец, еще один заметный персонаж петербургской «Усадьбы» - голландский гитарист Ян Аккерман. В 1970-е он стоял у руля, вероятно, главной нидерландской арт-рок-группы Focus и до сих пор то и дело вставляет в свои выступления «фокусовские» инструментальные хиты, такие как Sylvia или Hocus Pocus (правда, за характерное пение йодлем в последней композиции в составе Focus отвечал другой участник - Аккерман предпочитает имитировать его на электрогитаре). В остальном творчество музыканта предельно разнообразно - от средневековой лютневой музыки до фьюжна в лучших традициях Weather Report или Return to Forever. Так что стилистический крен его выступления на фестивале остается загадкой - сомневаться не приходится лишь в том, что Ян выдающимся образом играет на гитаре, как акустической, так и электрической.