Статья опубликована в № 3648 от 08.08.2014 под заголовком: Построить идеальный музей

Музей Москвы, считает Алина Сапрыкина, должен стать лучшим музеем города

В Музее Москвы началась реконструкция, Провиантские склады в результате ее должны обрести прежний вид, а музей стать новым
Д. Абрамов / Ведомости

За год работы Алины Сапрыкиной Музей Москвы, занимающий сегодня Провиантские склады на Зубовском бульваре, стал заметным местом на городской культурной карте. Правда, только отчасти за счет выставок, больше благодаря кинотеатру и большому внутреннему двору, где можно проводить фестивали, например еды. Однако главное в музее - его постоянная экспозиция. В Музее Москвы она сонная и пыльная.

- Вас назначили директором год назад, тогда несколько московских музеев сменили прежних директоров на людей, никогда в музеях не работавших. Вам не мешает отсутствие опыта?

- Я не работала в музеях, но очень много с ними сотрудничала - и в Artplay, и в «Гараже». Были совместные проекты и с нашими музеями, и с западными. Они принесли и опыт, и контакты, и новые знания, была возможность сравнивать, что происходит у нас и вокруг. И, наверное, желание что-то изменить, сделать лучше и заставило меня взяться за эту работу. Захотелось создать идеальный музей.

- Как можно из захолустного музея сделать идеальный?

- Музей Москвы имеет для этого все основания - у него и история богатая, и фонды колоссальные, и пространство уникальное. В 2011 году музей переехал в Провиантские склады, а до этого 117 лет собирал коллекции, копил опыт и знания, расширял функции. Теперь у него есть все возможности превратиться в музей, достойный Москвы. Так что мне выпал удивительный шанс - сделать в жизни что-то грандиозное, очень важное. Сделать, учитывая мировой опыт.

- Но у зарубежных музеев другое финансирование, сотрудники с другим прошлым. А у вас постоянная экспозиция древняя, прямо винтажная.

- Эта экспозиция была создана 20 лет назад и перевезена на новое место без изменений. Глядя на нее, можно наблюдать, как сейчас меняется музей, каким он становится. К 2017 году, к юбилею Москвы, у нас должна появиться новая экспозиция об истории города с древнейших времен до наших дней, и мы хотели бы отдать ей целый корпус, два этажа, выходящие на Зубовский бульвар. Важно построить ее, привлекая известных музейных проектировщиков международного уровня. Музей должен изучить свои ресурсы и концептуально подойти к задачам. Если недостаточно финансирования, надо искать партнеров, найти решение. Наш музей - своего рода визитная карточка Москвы, он должен быть достоин города - надеемся, что город тоже поможет.

- Ваши фонды дают возможность показать почти тысячелетнюю историю города?

- Музей открылся в 1896 году, был создан по решению Московской городской думы как музей городского коммунального хозяйства. Тогда Москва показывала свою выставку в Нижнем Новгороде на Всероссийской хозяйственной выставке. Экспозиция была настолько великолепна, что было решено сделать на ее основе музей, ведь в конце XIX века Москва была во многих отношениях передовым городом. Музей был открыт в Крестовской водонапорной башне, после чего с ним стали происходить удивительные вещи - менялся город, менялся музей вместе с названием и наполнением. Когда он открылся в Сухаревской башне, то превратился в музей реконструкции и развития города.

- И башню снесли в результате этой реконструкции.

- В первую очередь. Наши фонды очень интересны, они разноплановые, разнообразные: археология, макеты, карты, планы, гравюры, фотографии, документы, кино, живопись, скульптура, редкая книга, костюм, оружие. Наш музей соединяет в себе самые разные материалы. Такое богатство дает нам свободу в выборе концепции постоянной экспозиции. Современные технологии позволяют дополнить выставку любыми мультимедийными способами, можно сделать компьютерную реконструкцию, снять фильм, восполнить любую нехватку живого материала.

- За плазмами в музеях часто теряются подлинные вещи.

-По нашей идее, экспозиция должна показать в первую очередь значимую часть коллекции музея. И останутся еще два зала, где будут сменные выставки. Пропорции постоянной экспозиции и временных примерно 50 на 50. Это обеспечит высокий трафик идей и вещей, позволит организовывать много разных событий.

- И все-таки чего именно будет ваш музей? Или всего?

- Всего, что связано с Москвой. Современный городской музей должен быть многофункциональным центром, который исследует Москву, ее состояние, жизнь. Городская среда, архитектура, мода, искусство, кино о Москве, сувениры о Москве, ярмарки московской еды. Горожане, отношения между ними, субкультуры. Задача - на базе музея истории Москвы сделать музей, интересный для современного зрителя.

- Современному человеку интересна не история, а современность?

- Ему интересно объяснение, почему сейчас мы живем в таком городе. Как мы пришли к современной Москве, ее последние достижения, его место в городе. Мы много экспериментируем, наш выставочный отдел - своего рода лаборатория. Очень нужно соединить прошлое с настоящим. Это важно и для создания новой постоянной выставки, и для того, чтобы быть популярными прямо сейчас. Мы хотим, чтобы к 2017 году Музей Москвы стал лучшим городским музеем в мире.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать