В Швейцарии показывают выставку о Германе Гессе

Фирменная обложка журнала "Симплициссимус": бульдог, охраняющий свободу

Парадокс: журналистикой как таковой Герман Гессе никогда профессионально не занимался, разве что писал книжные рецензии. Тем не менее музей писателя в швейцарской Монтаньоле (вблизи Лугано он прожил большую часть жизни) показывает сейчас выставку о его отношениях со знаменитым мюнхенским журналом «Симплициссимус».

В Германии начала века не было издания остроязычнее и популярнее. Мишенью его атак оказывались клерикалы и милитаристы, а в итоге весь прусский дух как основа немецкой государственности. Основатель журнала Альберт Ланген (1869-1909) вел дело в американской коммерческой манере, но в журнале печатались крупнейшие писатели эпохи - от Франка Ведекинда до Томаса и Генриха Маннов. Был среди авторов и Гессе, чьи стихи и аполитичные рассказы в фельетонно заостренном еженедельнике смотрелись несколько странно. Но сотрудничество продолжалось вплоть до середины 30-х, когда на обложках уже вовсю стали развеваться нацистские флаги. В марте 1933-го сотрудники «Симплициссимуса», при перемене власти в Германии, подписали коллективное письмо с обещанием сохранять верность «национальному духу», что для вечного пацифиста Гессе смотрелось дико. В начале Первой мировой войны он напечатал открытое письмо в «Новой цюрихской газете» с призывом к интеллектуалам по обе стороны фронта снизить градус взаимной ненависти - этот номер газеты тоже показывают на выставке, он многое объясняет и в позиции Гессе, и в истории его дальнейших взаимоотношений с еженедельником. Рассказывается здесь и о судьбах сотрудников «Симплициссимуса», общение с которыми, пусть в основном и письменное, играло столь важную роль в жизни интроверта Гессе. Некоторые из них, как художник Теодор Гейне, вынуждены были бежать от нацизма, опасаясь за свою жизнь (Гейне был евреем), другие, как Олаф Гулбрансон, были успешны и при новых порядках.

После 1936 г. книги Гессе в Германии не рецензировались, хотя официально он не попал в список запрещенных литераторов. К 60-летию своего давнего автора журнал напечатал посвященные ему стихотворение и рисунок. Имя юбиляра при этом на страницах не упоминалось, о зашифрованном даре Гессе сообщили письмом. Тот было оскорбился, но что возразить диктатуре, изобретательной, когда речь заходит об унижении неугодного ей автора?

До 31 августа