Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Мокроусов
Статья опубликована в № 3650 от 12.08.2014 под заголовком: Лишний среди своих

В Швейцарии показывают выставку о Германе Гессе

Фирменная обложка журнала "Симплициссимус": бульдог, охраняющий свободу

Парадокс: журналистикой как таковой Герман Гессе никогда профессионально не занимался, разве что писал книжные рецензии. Тем не менее музей писателя в швейцарской Монтаньоле (вблизи Лугано он прожил большую часть жизни) показывает сейчас выставку о его отношениях со знаменитым мюнхенским журналом «Симплициссимус».

В Германии начала века не было издания остроязычнее и популярнее. Мишенью его атак оказывались клерикалы и милитаристы, а в итоге весь прусский дух как основа немецкой государственности. Основатель журнала Альберт Ланген (1869-1909) вел дело в американской коммерческой манере, но в журнале печатались крупнейшие писатели эпохи - от Франка Ведекинда до Томаса и Генриха Маннов. Был среди авторов и Гессе, чьи стихи и аполитичные рассказы в фельетонно заостренном еженедельнике смотрелись несколько странно. Но сотрудничество продолжалось вплоть до середины 30-х, когда на обложках уже вовсю стали развеваться нацистские флаги. В марте 1933-го сотрудники «Симплициссимуса», при перемене власти в Германии, подписали коллективное письмо с обещанием сохранять верность «национальному духу», что для вечного пацифиста Гессе смотрелось дико. В начале Первой мировой войны он напечатал открытое письмо в «Новой цюрихской газете» с призывом к интеллектуалам по обе стороны фронта снизить градус взаимной ненависти - этот номер газеты тоже показывают на выставке, он многое объясняет и в позиции Гессе, и в истории его дальнейших взаимоотношений с еженедельником. Рассказывается здесь и о судьбах сотрудников «Симплициссимуса», общение с которыми, пусть в основном и письменное, играло столь важную роль в жизни интроверта Гессе. Некоторые из них, как художник Теодор Гейне, вынуждены были бежать от нацизма, опасаясь за свою жизнь (Гейне был евреем), другие, как Олаф Гулбрансон, были успешны и при новых порядках.

После 1936 г. книги Гессе в Германии не рецензировались, хотя официально он не попал в список запрещенных литераторов. К 60-летию своего давнего автора журнал напечатал посвященные ему стихотворение и рисунок. Имя юбиляра при этом на страницах не упоминалось, о зашифрованном даре Гессе сообщили письмом. Тот было оскорбился, но что возразить диктатуре, изобретательной, когда речь заходит об унижении неугодного ей автора?

До 31 августа

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать