Статья опубликована в № 3652 от 14.08.2014 под заголовком: Таежный тупик

«Воля вольная» - роман Виктора Ремизова о таежных охотниках

Виктор Ремизов написал книгу о русской утопии про волю, утопленную враждебным человеку политическим бытом на дне прозрачной таежной речки
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Звериные тропы, петляющие по склонам, тундряная долина, охота на лося и медведя вырисованы в романе московского писателя Виктора Ремизова «Воля вольная» с таким влюбленным знанием деталей, что с первых же страниц ясно: там, в таежной глуши, на далеком охотничьем участке, и спрятано сердце автора.

«Лиственницы тихо облетали. Желтые хвоинки легкими волчками вертелись в звенящем воздухе и вдруг застывали на прозрачной глади. Плыли медленно. По берегам, повторяя их очертания, тянулись золотистые ленточки хвои. <...> Лед на лужах не таял. Утром песчаные берега стояли коловые - шлось, как по асфальту. Река парила, и все, что торчало из воды, украшалось за ночь белым куржачком». В этом заколдованном мире ловят рыбу, добывают икру, ставят капканы на соболей, ходят на лося и медведя местные мужики - крепко вросшие в эту засыпанную рыжими иглами землю и свою «первородную жизнь».

Лишь по легкому щегольству, с каким используются здесь диалектные «куржачки», «улово», «тоня», и по тонкости рефлексии можно догадаться, что сам рассказчик - не один из них. До того объемно и красочно описывает Ремизов жизнь поселка Рыбачий и его обитателей - Генку Милютина, Степана Кобякова, бригадира рыбаков «правильного человека» «дядь Сашу» и - с особым мастерством - начальника районной милиции, 50-летнего подполковника Александра Михайловича Тихого, сохранившего на свою беду остатки совести.

«Одиночество в тайге - крепкая отрава», и еще один персонаж, бывший московский банкир Илья Жебровский, мечтает надышаться таежной идиллией. Но она лишь бредовый московский сон.

Инцидент в тайге, в который оказались вовлечены подполковник Тихий и Степан Кобяков, обнажает глухое противостояние мужиков и «ментов», за 20% от охотничьих доходов закрывающих глаза на незаконный промысел. Каждый из вынужденных браконьеров рад был бы покупать лицензии у государства и не ощущать себя вором, но государству выгодней поступать иначе.

Безусловное достоинство романа Ремизова - подлинность описаний и трезвость анализа. Но Ремизов словно страшится, что его любви и понимания этих людей для романа мало, необходима захватывающая интрига. И забрасывает в повествование одного бога из машины за другим. Сначала честных браконьеров прилетают громить омоновцы из Москвы. Что само по себе невероятно: из-за конфликта районного масштаба в дальневосточной Тмутаракани засылать соколов из столицы? Вторым машинным божком становится бичующий музыкант Виталий Балабанов, который берет в руки по гранате и едва не превращает доброкачественный бытописательный роман с глубокой идеей в грубовато скроенный боевик с карикатурной развязкой. По счастью, у романа довольно внутренней силы, чтобы остаться в живых (эксперты «Большой книги» - 2014 не ошиблись, выведя его в финал главной национальной премии). И просто остаться - зоркими пейзажами, живыми портретами мужиков и бежавшего с развалин своих иллюзий Жебровского, трагической судьбой подполковника Тихого, старика Трофимыча, мечтавшего о смерти в тайге, но умершего стараниями «ментов» унизительно и прежде срока, - словом, всей этой невыносимой «русской правдой».

Виктор Ремизов. Воля вольная. Хабаровск: Гранд Экспресс, 2014.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more