В венском Музее Леопольда открыта выставка про Первую мировую войну

Музей Леопольда в Вене посвятил поучительную выставку австрийскому искусству Первой мировой войны
Альбин Эггер-Линц. «В Северной Франции», 1917/ Leopold Museum

Бегущие в атаку солдаты и портреты русских военнопленных, мирные пейзажи и разрушенные города... Более 200 экспонатов из собраний всего мира, включая частные коллекции, показывает на выставке «Искусство несмотря ни на что» венский Музей Леопольда. Среди авторов - Густав Климт и Оскар Кокошка, Эгон Шиле и Антон Колиг, Коломан Мозер и наш Дмитрий Гутов. Последний представлен в разделе современных художников, чьи работы связаны с событиями столетней давности. Одна из таких работ помещена на фасаде музея, где Марко Лулич разместил плакат Олимпиады-1984 в Сараеве - горькое напоминание сразу о нескольких войнах.

Среди главных героев выставки - тиролец Альбин Эггер-Линц (1868-1926), известный в начале века идиллически-монументальными полотнами из крестьянской жизни. Как и многие современники, поначалу он был патриотом в банальном смысле этого слова, мечтал о скорой победе и не думал о смертях. Но, насмотревшись на жертв человеческой бойни, на ее результаты - обогащение немногих, прикрывающихся высокой риторикой, - стал делать жуткие по смыслу картины с идущими в атаку солдатами, с оплакиваемыми мертвецами. Картина «В Северной Франции», где солдаты подобны роботам или саранче, высадившейся на поле, - одна из самых сильных работ выставки. Именно эту, антимилитаристскую, часть наследия художника цензурировали после его смерти нацисты, пытавшиеся сделать из Эггер-Линца довоенного, крестьянского периода духовную скрепу своего времени.

Его творчество охотно собирали, в годы Второй мировой судьба многих картин оказалась запутанной. Сегодня они становятся предметами споров между музеями, коллекционерами и наследниками бывших владельцев. Это еще одна сторона темы «война и искусство», не ограничивающейся пропагандой и состраданием. Первой всегда было больше, чем второго. Неудивительно, что в войну художники продолжали писать ню, ландшафты, портреты близких. В каком-то смысле они тоже вызов войне. Можно, конечно, считать, что эгоцентрики-авторы не обращают внимания на идущие недалеко бои. Но можно увидеть в этом и неявное сопротивление безумию и злу, оправдываемому мощнейшим пропагандистским аппаратом (в той же Австрии в 1914-м было создано специальное учреждение, регулирующее работу патриотической прессы на фронте). Поэтому название выставки воспринимается в повелительном наклонении, которому нечего противопоставить.

В Вене до 15 сентября