Выставка фотографа Ромуальдаса Пожерскиса представляет жизнь эпически

«Большая форма. Документальная проза Ромуальдаса Пожерскиса» - выставка лучших работ классика литовской фотографии в Центре им. братьев Люмьер
Ромуальдас Пожерскис. «Старые города Литвы». Вильнюс. 1976/ Центр фотографии им. братьев Люмьер

Школу литовской фотографии, сложившуюся в поздние советские годы, однозначно не определишь, хотя почерк ее представителей узнаваем. Она дала в семидесятых несколько очень хороших фотографов, делающих качественные, поэтические и контрастные черно-белые снимки, человечные. Ромуальдас Пожерскис, известный фотограф этой школы и один из ее создателей, не просто гуманист, а гуманист социальный.

Его человеколюбие проявляется прямо и определенно - во внимании к старикам и детям. Причем к старикам, стоящим у самой последней черты (серия «Последний приют», 1983-1990), и детям в больнице («Детские больницы», 1976-1982). Правда, в больнице травматологической, где дети не обреченные, а только временно покалеченные. Поэтому в этой серии есть даже юмор, который на выставке Пожерскиса мало заметен, но все-таки есть.

Фотографии здесь в основном значительные, серьезные. Сняты они с подчеркнутой дистанцией между автором и его героем, со стороны, но их некоторая холодность не от бесчувственности, а от деликатности, от уважения к тайнам чужой жизни. Хотя ремесло фотографа - за тайным подглядывать.

Гармоничное, счастливое соединение детства и старости зафиксировано в лучшей, пожалуй, серии «Старые города Литвы». Снятые почти сорок лет назад в стиле итальянского неореализма, фотографии фиксируют победу жизненной энергии над распадом и обнищанием. И даже когда на городских развалинах и кладбищах появляются не только играющие дети, но и печальные старики, камера их не жалеет, а уважает. Естественный ход событий они принимают с достоинством.

До 5 октября